Обаяние "тихого центра" тает на глазах. Может так случиться, что в ближайшем будущем заветная аббревиатура ЦАО останется козырем лишь в руках агентов по аренде. А те, кто выбирает жилье для жизни, устремят свои взоры за МКАД. Постепенно город примеряет на себя сценарий развития традиционный для других мегаполисов: деловой и активный центр, плюс множество пригородов - сателлитов, предлагающих его обитателям новый уровень комфорта.
Пионер по части благоустроеных пригородов - это, вне всякого сомнения, Лондон. В XVIII веке английская столица переживала индустриальный бум, в результате чего весь центр города оказался занят заводами и фабриками, началось активное строительство рабочих кварталов. Респектабельные граждане не могли оставаться среди смога и пыли, и в массовом порядке мигрировали за пределы городской черты, основав там несколько престижных поселений. Первый загородный поселок под названием Клепхем-Коммон появился в предместьях Лондона еще в 1800 году, затем аналогичный район - Виктория-Парк - был построен и в Манчестере. Традиция до сих пор остается более чем актуальной: ютиться в комнатушках, зато в центре, - это удел эмигрантов, которым возможность сэкономить на транспорте подчас важнее спартанских условий. Коренные лондонцы предпочитают проживать в собственном доме. Живым примером может считаться небезызвестный острослов Джереми Кларксон, который в своих авторских колонках для Sunday Times неоднократно превозносил плюсы уединенной жизни в коттеджном поселке.
Новый Свет подхватил английскую идею пригородов и трансформировал ее на свой лад. В Америке появление городов-спутников вокруг таких мегаполисов как Нью-Йорк, Чикаго и Лос-Анджелес имело несколько иные причины. Строительство пригородов, достигшее свое расцвета после окончания Второй мировой войны, было частью государственной программы. Правительство стремилось обеспечить жильем всех желающих, особенно ветеранов. Первым таким проектом стало строительство более чем 17 тысяч домов на нью-йоркском острове Лонг-Айланд. Субсидируемые государством ставки по ипотеке оказались более чем доступными, и выплачивать кредит оказалось выгоднее, чем снимать жилье в центре города. К середине ХХ века в пригородах проживало уже около 40 процентов американцев! В отличие от англичан, стремящихся изолироваться от стрессовой городской обстановки, американцами двигало желание жить рядом "с себе подобными" и минимизировать общение с теми, кто не вписывался в формат среднего класса - цветными, эмигрантами и другой неподобающей публикой. Обитателей пригородов не могла смутить необходимость добираться в город до работы, или отвозить детей в школу: как раз к этому моменту, где-то в середине 50-х, автомобиль становится вторым "я" каждого американца. Постепенно загородные поселения различного типа приобретают законченные черты: одни представляют из себя студенческие городки, другие – плотные районы социальной застройки, другие - элитарные поселки для проживания особо обеспеченных классов населения. Так или иначе, пригороды – это альфа и омега малоэтажной Америки. Портрет счастливой семьи на фоне загородного коттеджа становится экспортным символом американской мечты, о чем красноречиво свидетельствуют такие эпохальные сериалы как "Даллас" или "Санта-Барбара".
Тем временем континентальная Европа не спешит примерять на себя сценарий, принятый в Новом Свете. По-прежнему состоятельные жители главных столиц, расположенных на территории Евросоюза, предпочитают центр города всему остальному. Градация по районам проживания прослеживается очень четко. Богатые предпочитают селиться подальше от бедных, юристы - отдельно от художников, чинные семейства стараются не делить территориальные интересы с молодежным гетто. На современной карте Европы каждый стремится найти и занять свою нишу. При этом все чаще преуспевающие горожане, чей высокий уровень доходов соседствует с высоким уровнем культуры, предпочитают прописываться за пределами города. Это можно проследить даже на примере такого государства как Швеция, где классовые различия между слоями населения практически незаметны. Недалеко от Стокгольма расположен поселок Юшхольм, живущие там люди принадлежат к бизнес-элите общества. Будучи владельцами роскошных особняков, они не держат личных водителей, и запросто могут воспользоваться электричкой или метро, чтобы добраться до центра города.
В Москве, как ни странно, застройка велась примерно по такому же "нишевому" принципу. Около метро Университет и Ленинский проспект строились дома для интеллигенции, район Аэропорта считался средоточием военной элиты, а высшие партийные чины получали прописку на Кутузовском. Сейчас все более или менее перемешалось, но стереотипы восприятия до сих пор проявляются в ценах на недвижимость. Жилые дома за МКАД воспринимались большей частью как место для сезонного отдыха. Прецедент существует только один - Рублевка, но современный рынок загородного жилья уже готов предложить достойную альтернативу. Реальность диктует свои условия: коренные жители и те, кто только собирается примкнуть к армии москвичей, все реже рассматривают центр столицы в качестве подходящего места для постоянного обитания. Финансово состоятельные граждане начинают пересматривать приоритеты в пользу экологического чистого Подмосковья. Но главным аргументом в такого рода решении становится не только свежий воздух. Обыкновенная городская квартира не в состоянии удовлетворить те требования, которые выдвигают покупатели к жилью нового поколения, в число которых входит и потребность в общении с себе подобными. На рынке всё чаще появляются предложения учитывающие эти тенденции. Здесь важную роль играет и наличие инфраструктуры, и транспортная доступность, и ландшафтный дизайн самого участка, и даже соседи. Дом становится интересным потенциальному покупателю в том случае, если он полностью представляет себе будущую жизнь в данном поселке. Одним из таких проектов является поселок таунхаусов "Polyanka deluxe", который выводит на рынок девелоперская компания "Лаборатория Загородной Жизни". "Этот проект - особенный, - утверждает Павлов Сергей Петрович, заместитель генерального директора. - Он привлечет людей со вкусом, ориентирующихся в актуальных тенденциях дизайна, архитектуры и моды. Мы хотим, чтобы наш поселок стал не просто поселком, но своеобразным товариществом в исходном значении этого слова".
Таким проектам как "Polyanka deluxe" суждено открыть новую страничку в истории столицы. Возможно, пейзаж ближайшего Подмосковья в скором времени будет значительно перекроен под нью-йоркский формат, а центр Москвы лишится любых намеков на сентиментальное прошлое и приобретет черты лондонского Сити...
"Лаборатория загородной жизни" (ООО)
Юридический адрес: 141008, Московская обл., г. Мытищи, ул. Щербакова, д. 2 корп.1