В Великобритании разыгрывается крупный скандал, а вернее - два параллельных скандала, вокруг персоны самого богатого человека России - Олега Дерипаски. Первоначально речь шла о сомнительных с точки зрения законности связях между Дерипаской и видными британскими политиками, но теперь все больше внимания привлекает персона самого бизнесмена, и пресса уже заговорила о его связях с "русской мафией".
Первым в поле зрения прессы угодил Питер Мэнделсон (Peter Mandelson) - один из тех, кто вместе с Тони Блэром стоял у истоков британского "нового лейборизма". Скандалы Мэнделсону не в новинку, ему уже дважды - в 1998 и 2001 годах - приходилось покидать министерские посты из-за сомнительных связей с бизнесменами, и популярности лейбористскому правительства и лично Блэру эти истории в то время не добавили. Кроме того, пресса с давних пор не оставляла без внимания гомосексуальные связи политика. До недавнего времени бывший министр находился в своеобразной "ссылке" в Брюсселе, где занимал пост европейского комиссара по торговле. Лишь в октябре преемник Блэра Гордон Браун решился вернуть Мэнделсона в состав кабинета.
3 октября Мэнделсон возглавил министерство по делам предпринимательства, а через десять дней получил пожизненное пэрство, место в Палате лордов и титул барона. Казалось бы, дела наладились, но не тут-то было: спустя всего неделю на министра хлынул мощный поток обвинений в неподобающих контактах с крупным бизнесом. Речь шла, в частности, о связях, установленных экс-комиссаром с индийским стальным магнатом Лакшми Митталом, банкиром из Великобритании Натаниэлом Ротшильдом (Nathaniel Rothschild), итальянским производителем элитной обуви Диего Делла Валле (Diego Della Valle) и, наконец, Олегом Дерипаской.
Предприниматели якобы звали Мэнделсона в гости, катали на своих яхтах и самолетах, а он, в свою очередь, принимал выгодные им решения. В случае с Дерипаской обстоятельства были таковы: в августе 2008 года еврокомиссар погостил на принадлежащей россиянину яхте "Куин Кей" у берегов греческого острова Корфу, а уже в сентябре урезал тарифы на поставки российского алюминия в Европу, чем ощутимо помог интересам "русского олигарха".
"В газетах появляются инсинуации о том, что я, занимая пост комиссара по торговле, оказывал услуги или предоставлял привилегии определенным людям из-за моей личной дружбы с ними. В этом нет ни йоты правды, все это стопроцентная ложь", - возмущенно объявил новоявленный барон. Он также пояснил, что общение с деловой элитой - это просто-таки необходимая часть работы главы европейского торгового ведомства. Разумеется, недоброжелатели из лагеря тори верить Мэнделсону не спешили. К примеру, Крис Грэйлинг (Chris Grayling), теневой министр труда и пенсионного обеспечения, объявил, что тревожная реакция Мэнделсона на возникшие вопросы лишь подтвердила: он что-то скрывает.
Впрочем, вскоре консерваторы сами оказались под огнем. Одним из главных источников публикаций о связях Дерипаски с Мэнделсоном был Джордж Осборн (George Osborne) - министр финансов, то есть второй по значимости человек, в теневом кабинете тори. И он же оказался фигурантом нового, параллельного скандала. Один из упомянутых выше бизнесменов, наследник финансовой династии Ротшильд, остался очень недоволен заявлениями Осборна, поскольку скандальные сведения про контакты Мэнделсона-Дерипаски консерватор узнал не где-нибудь, а на вилле самого Ротшильда на все том же острове Корфу. По некоторым данным, на яхту к Дерипаске Мэнделсон попал лишь потому, что на вилле у Ротшильда не нашлось для него свободной комнаты.
Короче говоря, все эти люди принадлежат, по сути, к одному кругу, и выносить сор из избы Осборну явно не следовало: возмездие не заставило себя ждать. Ротшильд, даром что он давний спонсор Консервативной партии, написал в редакцию The Times письмо, в котором рассказал следующее. Оказывается, Осборн, а также Эндрю Фелдман (Andrew Feldman), исполнительный директор в партийном аппарате тори, тоже побывали на борту "Куин Кей" и провели переговоры весьма щекотливого свойства. По словам Ротшильда, консерваторы просили Дерипаску пожертвовать на их нужды 50 тысяч фунтов стерлингов. Поскольку иностранным гражданам спонсировать британские партии запрещено законом, Фелдман якобы предложил пропустить деньги через одну из принадлежащих россиянину компаний в Великобритании.
Теперь настал черед консерваторов все отрицать, правда, делать это долго не удалось. Осборну пришлось признать, что переговоры на тему пожертвования шли. На вопросы журналистов теневой министр отвечал уклончиво, повторяя заученную фразу о том, что консерваторы "никогда не просили мистера Дерипаску о пожертвовании и никогда такого пожертвования не получали". Логический вывод из этих слов простой - инициатором переговоров выступал Дерипаска, - но как на самом деле все было, непонятно до сих пор, хотя и лейбористы, и либерал-демократы (вторая по значимости оппозиционная партия) требовали провести в отношении Осборна расследование.
Недовольны были, разумеется, и сами консерваторы, которые принялись рассуждать о возможной замене Осборна на Уильяма Хейга (William Hague) - нынешнего теневого министра иностранных дел, но предводитель тори Дэвид Кэмерон выразил Осборну доверие. По всей видимости, теневой министр финансов сможет сохранить свое место, если его никто больше ни в чем не уличит. Сделать это может Ротшильд, который прямо пригрозил Осборну: если тот разболтает еще какие-то приватные разговоры, финансист его карьеру просто уничтожит. В общем, консерваторы за что боролись, на то и напоролись. И получили ценный урок: скандальную историю можно раскопать не только про лейбористов, как постоянно делают тори, но про кого угодно, причем без особого труда. После этого страсти в консервативном лагере немного утихли, и мяч вновь перешел на половину лейбористов.
Первым делом, выяснилось, что Мэнделсон дезинформировал общественность о степени своего знакомства с Дерипаской. Ранее, когда консерваторы подняли волну скандала, бывший аппарат Мэнделсона в Брюсселе опубликовал сведения о том, что политик и бизнесмен несколько раз встречались в 2006 и 2007 году на официальных мероприятиях. Теперь оказалось, что они знакомы как минимум с 2004 года, а сведения Еврокомиссии опирались только лишь на слова самого новоявленного министра, причем поправить неточность он вовсе не спешил. Благодаря этому открытию, тори снова оказались на коне и принялись вовсю муссировать идею об официальном расследовании в отношении Мэнделсона.
В понедельник начался четырехдневный визит Мэнделсона в Москву, где у него назначена серия встреч с представителями правительства и бизнеса. Визит, в котором принимает участие делегация британских предпринимателей, призван "подчеркнуть важность экономических связей между двумя странами" и "дать возможность для диалога о международной реакции на глобальный финансовый кризис". Одним из мероприятий в рамках визита должна была стать встреча министра с Дерипаской, но ее отменили.
Накануне поездки Мэнделсону пришлось признать, что он действительно дал ложную информацию о своем знакомстве с российским миллиардером. Министр объясняет это тем, что отчитывался о связях с бизнесменом в тот день, когда покидал офис в Брюсселе и к тому же был нездоров, так что просто в спешке перепутал 2004 и 2006 год. В одном из интервью министр заявил: "Много говорилось о моих отношениях с определенным российским бизнесменом. Все, что я хочу сказать по этому поводу: я никогда не просил его ни о каких услугах и не оказывал ему услуг, и все это зафиксировано в рабочих материалах Европейской комиссии".
Скандалы с британскими политиками разыгрались в не слишком благоприятное для Дерипаски время. Во-первых, бизнесмену и без того хватает забот из-за финансового кризиса: по британским оценкам, потери Дерипаски составили около десяти миллиардов долларов. Во-вторых, Дерипаску не просто превратили - или попытались превратить - в этакий козырь британской межпартийной борьбы: пристальное освещение получили и другие аспекты деятельности богатейшего человека России-2008. В частности, рассматриваемый британским судом иск, который подал против Дерипаски один из его бывших деловых партнеров - Михаил Черной.
Черной требует от Дерипаски два миллиарда фунтов стерлингов - то есть более трех миллиардов долларов: в такую сумму оцениваются 20 процентов акций компании "Русал". Как утверждает Черной, Дерипаска в свое время не доплатил ему за компанию "Сибирский алюминий", на базе которой создавался "Русал". Надо пояснить, что Черной - один из братьев Черных, которых называют олицетворением "мрачных 90-х" в российском алюминиевом бизнесе и которые, как принято считать, были покровителями Дерипаски и немало поспособствовали его карьере. Черной утверждал, что в Москве его дело разбирать опасно, поскольку там его жизнь находится под угрозой: бывший партнер Дерипаски ранее уехал из России в Израиль, правда, у него и там возникали проблемы с законом.
Сперва британцы отклоняли иск, но в июле наконец согласились начать процесс в Лондоне. А на процессе выяснилось, как провозгласила в воскресенье The Sunday Times, что Дерипаска был связан с "боссом мафии". Речь идет об Антоне Малевском, лидере измайловской, или измайлово-гольяновской, преступной группировки, который в 2001 году разбился при неудачном прыжке с парашютом в ЮАР. О связях Дерипаски с Малевским было известно давно. Предприниматель утверждал, что услуги лидера ОПГ были ему навязаны, но британский суд еще в июле, как выясняется, предположил, что все не так-то просто. Кроме всего прочего, сообщается, что брат Малевского Андрей имел 10-процентную долю акций в одной из компаний Дерипаски.
Пока непонятно, насколько повредит Дерипаске неблагосклонное внимание, в центре которого он сейчас оказался. Кроме того, неизвестно, что послужило катализатором скандалов - то ли это был непродуманный выпад тори против лейбористов, который запустил цепную реакцию, то ли кто-то изначально "целился" в Дерипаску. Пока об этом можно только гадать.