Новости партнеров

Вестник модернизма

Ушел из жизни индийский художник Паритош Сен

22 октября в больнице города Калькутты после непродолжительной болезни
умер один из самых известных художников Индии - Паритош Сен. Приверженец
модернизма, именно он стал художником, осмыслившим традиционное
искусство Индии в современном контексте и тем самым указавшим путь
развития модернизма в странах Дальнего Востока.

Паритош Сен родился в нынешней столице государства Бангладеш, Дакке,
18 октября 1918 года. Становление его как художника пришлось на 30-е
годы. Для индийской живописи, как и для живописи других стран Дальнего
Востока, начало XX века было временем переосмысления - под сильнейшим
влиянием все более распространявшейся манеры письма классических
европейских художников восточная живопись претерпевала значительные
изменения. К примеру, даже в традиционные темы японской гравюры -
изображения актеров (якуся-э), красавиц (бидзин-га), пейзажи
(фукэй-га) - теперь проникал европейский стиль: картины строились с
учетом законов перспективы и при помощи активного использования
полутонов. На живопись Китая европейская классическая манера
воздействовала уже опосредовано, через новую живопись Японии.
Художникам Кореи, находившейся тогда под властью японской оккупации,
под давлением интервентов приходилось создавать произведения в
японском стиле. И если в этих странах отдельным мастерам удавалось в
результате такого смешения получать довольно интересные эстетические
результаты, то в Индии этот период стал временем господства слепого и
откровенно слабого подражания Европе.

Ответной реакцией на эту волну стало движение к возрождению
традиционного искусства. И хотя художники, ратовавшие за традиции, уже
не чуждались использовать масляные краски для написания своих картин,
основной их работой становилось творчество, не выходящее за рамки
сложившихся за века канонов.

Паритоша Сена не устраивали ни путь подражательства классической
европейской живописи, ни механическое воспроизведение канонов. В его
ранних работах 1930-х годов видно влияние традиционного бенгальского
искусства. Вместе с тем, со временем все отчетливее начинает
проступать собственная манера художника, хорошо заметная уже в картине
"Сосна" (1939). Паритош Сен экспериментирует с перспективой и цветами:
картина "Бенгальская свадьба" вместо ожидаемых радужных цветов
написана в приглушенных и даже мрачноватых тонах.

В 1942 году Паритош Сен вместе с другими представителями искусства
Индии создал первое творческое объединение модернистов в стране -
"Калькуттскую группу". Помимо него в группу вошли художники Гопал Гхош,
Нирод Мазумдар, Заинул Абедин и скульптор Прадош Дас Гупта. Их работы
отличает свободное обращения с формой, пространством и цветом. В
картинах самого Паритоша Сена эстетика модернизма смешивается с
национальными мотивами. Его зарисовки из будничной жизни зачастую
наполнены игрой и иронией. И хотя использование насыщенных цветов и
утолщенных линий - одна из наиболее характерных черт его манеры, всю
свою жизнь он продолжал экспериментировать, не придерживаясь никаких
ограничений. Деятельность "Калькуттской группы" заложила основы для
возникновения в 1947 году объединения "Прогрессивных художников",
которое со временем стало самым влиятельным творческим объединением в
стране.

Послевоенные годы для художников Востока стали временем
распространения абстракционизма. Это направление стало популярным в
Японии и Индии. В Китае главенствующее положение в соответствие с
политической ситуацией занял реализм, уступивший свои позиции лишь
после реформ конца 70-х годов. Корейское искусство только
начало оправляться от урона, нанесенного временем японской оккупации.
После периода освоения новых веяний с Запада, наконец, к началу 80-х
годов, вся полифония стилей и направлений
мировой живописи прочно вошла в творчество художников Востока. И
именно с этого момента встал вопрос о самобытности восточной живописи, вопрос,
как объединить многовековые традиции и современность. И многие нашли
ответ на него в творческом подходе Паритоша Сена. Его вариант
соединения традиции с эстетикой модернизма вдохновляет Дзюнитиро
Сэкино, Умэтаро Адзечи, Рамешвара Сингха, Прашанта Сони, Цяня Йонга,
Чжана Циня и многих других.

"Сен из тех художников, что всю жизнь работают в тишине. В ранние годы
его работы совсем не продавались. Даже масс-медиа молчали о нем до тех
пор, пока он не умер, - заявил Ганеш Халои, выдающийся современный
художник Калькутты. - Его смерть означает конец целой эпохи в
бенгальской живописи".