Полная непредсказуемость

Фондовые торги 28 октября преподнесли сразу несколько сюрпризов

После длинных выходных инвесторы на российских рынках долгое время не могли определиться с тем, продавать все-таки акции или покупать. В итоге биржевые показатели стали расти, хотя спрос наблюдается только на отдельные ценные бумаги. В Европе же всех удивил Volkswagen, на несколько минут ставший самой дорогой компанией мира.

После затишья

24 октября торги на российских биржах ММВБ и РТС были приостановлены до 28 октября. Это случилось из-за того, что технические индексы бирж упали более чем на 10 процентов за несколько часов. Вполне возможно, что если бы торги продолжились, РТС и ММВБ немного улучшили бы свои позиции. Во всяком случае, американские и европейские индексы закончили прошлую неделю вовсе не 10-процентным падением – Dow Jones снизился "всего лишь" на 3,59 процента, а британский FTSE 100 – на 5 процентов.

Исходя из этого, Федеральная служба по финансовым рынкам вполне могла распорядиться начать торговлю 27 октября. Однако в ФСФР решили перестраховаться – с самого утра стало известно, что японский индекс Nikkei упал до минимума за 26 лет.

В условиях выходного дня инвесторам в России ничего не оставалось, как внимательно следить за финансовыми новостями, а также за торгами на Лондонской фондовой бирже, где можно покупать и продавать некоторые ценные бумаги российских компаний. Ни новости, ни котировки не предвещали ничего хорошего.

Сначала агентство Bloomberg подсчитало, что акции российских компании являются самыми дешевыми на рынке, так как индекс ММВБ за 2008 год упал больше остальных биржевых показателей в мире. Такая новость должна была подстегнуть интерес инвесторов к российским ценным бумагам, но вышло наоборот: уже в начале торговой сессии в Лондоне депозитарные расписки "Лукойла", "Роснефти" и "Татнефти" обвалились еще на 20 процентов.

28 октября инвесторы должны были отыграть падение на европейских биржах, чтобы стоимость акций на РТС и ММВБ сравнялась со стоимостью на LSE. Однако азиатские биржи утром 28 октября закрылись в значительном плюсе, что обычно означает вероятное повышение котировок и на российских биржах.

В итоге инвесторы в первые же минуты торгов растерялись. Поначалу "позитив" преобладал – и ММВБ, и РТС незначительно выросли. После нескольких удачных сделок, однако, стоимость российских ценных бумаг понизилась, а индекс ММВБ упал ниже психологически важной отметки в 500 пунктов (еще в мае 2008 года он находился в районе 2000 пунктов).

После того, как отметка в 500 пунктов была пройдена, настроение инвесторов еще раз поменялось. Они снова принялись скупать акции компаний, да так лихо, что к середине торговой сессии основные индексы РТС и ММВБ поднялись более чем на три процента.

При этом на бирже сложилась уникальная ситуация, когда спрос на ценные бумаги есть только в одном секторе – нефтегазовом. Из всех отраслевых индексов РТС только "Нефть и Газ" находится в плюсе. В основном инвесторы покупают акции "Газпрома", который за последние недели подешевел просто до неприличия: на РТС капитализация крупнейшей компании страны опустилась до 68 миллиардов долларов. Для сравнения, еще в августе "Газпром" стоил больше 275 миллиардов долларов.

За полдня 28 октября торгов ценные бумаги "Газпрома" подорожали на РТС более чем на 12 процентов. Почему именно эти акции пользуются особым спросом сказать сложно. Можно лишь предполагать, что инвесторы стали скупать "Газпром" из-за подорожания нефти на мировых рынках, из-за желания приобрести надежные ценные бумаги по низкой стоимости, а, возможно, и из-за спроса со стороны государства – Внешэкономбанк еще на прошлой неделе получил право инвестировать средства в ценные бумаги российских компаний.

Без спроса на "Газпром" российские фондовые индексы, скорее всего, умеренно снизились. Так что пока о стабильности на РТС и ММВБ говорить не приходится.

Смена лидера

Если на российских рынках инвесторов удивил спрос на акции "Газпрома", то в Европе все рекорды побила немецкая автомобилестроительная компания Volkswagen. Поздно вечером в воскресенье стало известно, что Porsche, ранее контролировавшая около 35 процентов акций Volkswagen, довела свой пакет до 42 процентов. Кроме того, Porsche объявила, что владеет опционами на приобретение еще 31,5 процента ценных бумаг.

Это означает, что если опцион будет реализован, Porsche получит почти 75 процентов акций Volkswagen. После перехода данной отметки немецкий автомобилестроитель уже не сможет считаться независимым – владея контрольным и блокирующим пакетом акций Volkswagen, Porsche сможет учитывать финансовые показатели немецкой компании на своем балансе.

Новости от Porsche привели к тому, что ценные бумаги Volkswagen мигом подорожали. Да так, что немецкая компания на несколько минут стала самой дорогой компанией в мире.

24 октября торги по акциям Volkswagen на немецких биржах закрылись на отметке в 210 евро за штуку. В понедельник, 27 октября, они стоили уже 520 евро. А в начале торговой сессии 28 октября стоимость ценных бумаг Volkswagen перевалила за тысячу евро. Те, кто продал акции немецкой компании на этом пике, получил огромную прибыль – скорее всего, до таких отметок акции Volkswagen больше никогда не поднимутся.

Капитализация производителя Volkswagen, Audi и Skoda на пике роста поднялась до 296 миллиардов евро (около 370 миллиардов долларов). Для сравнения, рыночная стоимость американской нефтяной корпорации Exxon Mobil, считающейся самой дорогой в мире, составляла 343 миллиарда долларов.

Естественно, так дорого ценные бумаги Volkswagen могли оцениваться только несколько минут. В течение 28 октября они подешевели до 760 евро за штуку. Тем не менее, и этот показатель Volkswagen может считать вполне успешным.

Резкое подорожание акций автомобилестроительной компании привело к тому, что немецкий фондовый индекс DAX неожиданно подскочил сразу на восемь процентов. При этом остальные европейские биржевые показатели увеличились лишь на два процента. Да и в самой Германии оптимизма инвесторов не наблюдалось – подавляющее большинство акций, входящих в расчет DAX, подешевело. С постепенным падением котировок Volkswagen снижался и сам DAX, однако закончит торги он, скорее всего, все равно в значительном плюсе.

Таким образом, можно говорить, что стабильность не наступила не только в России, но и в Европе. Уже в течение следующей сессии все может перевернуться с ног на голову. Например, инвесторы станут продавать "Газпром" и Volkswagen, что легко может вызывать обвал стоимости других компаний.