Переработка собранного

Ученые заново изучат корпус рисунков Леонардо

Летом 2006 года Кармен Бамбах, искусствовед и куратор отдела графики нью-йоркского музея Метрополитен, обнаружила следы плесени на страницах Атлантического кодекса, крупнейшего корпуса рисунков Леонардо да Винчи, хранящегося в миланской библиотеке Амброзиана. Подозрения Бамбах через несколько месяцев подтвердили эксперты из ведущего итальянского реставрационного института Opificio delle Pietre Dure e Laborati di Restauro (Флоренция). Миланцы начали искать меценатов, которые могли бы оплатить дорогостоящее обследование кодекса и его восстановление.

В октябре 2008 года специалисты по наследию Леонардо с облегчением выдохнули: плесень оказалась пятнами реактивов, которые, к тому же, проступили не на подлинных листах художника, а на новых вклейках. И, хотя опасность миновала, в библиотеке Амброзиана решили, что нет худа без добра, и постановили избавиться от Атлантического кодекса, который в текущем состоянии представляет собой искусственную и не слишком удачную компиляцию разрозненных страниц. Надо отдать должное миланцам: они приняли весьма нетривиальное решение.

История Атлантического кодекса сама по себе годится на роман, действие которого охватывает почти 500 лет. За несколько дней до смерти Леонардо завещал все свои рукописи любимому ученику Франческо Мельци. Тот перевез их из Амбуаза на виллу отца в Ваприо д'Адда, что близ Милана. Там бумаги художника находились в небрежении до начала XVII века. Часть их была продана задешево всем желающим родственниками Мельци и навсегда исчезла из поля зрения исследователей. Большая часть рукописей попала в руки Помпео Леони, придворного скульптора испанского короля Филиппа II Благоразумного.

Помпео Леони взял на себя смелость расшить собственные тетради Леонардо. Полученные листы и отдельные рисунки он разложил в два огромных тома, по размеру больше походящих на атласы, и сшил их заново, по своему усмотрению. Современные исследователи считают, что Леони работал бессистемно и варварски: он разрезал подлинники и составлял из фрагментов собственные "композиции" на отдельных страницах.

Меньшее из двух собраний Леони (234 листа, около 600 рисунков) очутилось в Англии и по сей день хранится в библиотеке Виндзорского дворца в разрозненном виде. Большее, собственно Атлантический кодекс, состояло из 402 листов. В 1637 году миланский маркиз Галеаццо Арконати приобрел этот том рисунков Леонардо у наследников Леони и подарил бесценную книгу библиотеке Амброзиана.

В 1796 году по приказу Наполеона Атлантический кодекс и двенадцать других рукописей Леонардо были вывезены из библиотеки Амброзиана и переправлены в Париж. Оттуда обратно в Милан вернулся только кодекс, причем только во второй половине XIX века.

В 1968-1972 годах реставраторы разобрали том Леони на отдельные листы и сшили их заново в двенадцать больших тетрадей. Таким образом, работа с кодексом заметно упростилась. Однако ряд специалистов считает, что работа с листами была выполнена не на должном уровне и рисунки Леонардо сильно пострадали от использования реагентов, которыми расчищали страницы. Так что можно легко представить, в какую панику погрузило сотрудников библиотеки Амброзиана предупреждение о появлении плесени сразу в нескольких томах кодекса.

В октябре 2008 года библиотека сообщила о том, что Бамбах приняла за следы плесени пятна от реагентов. Однако к этому времени было принято принципиальное решение о том, что Codex Atlanticus надо реставрировать заново. Надо полагать, что библиотека Амброзиана нашла подходящего спонсора.

Разобрав кодекс на отдельные листы, ученые получат возможность исследовать рисунки Леонардо при помощи всех мыслимых современных технологий, а заодно понять, как работал с ними Помпео Леони. Не может быть, чтобы это не привело к новым открытиям.