Россия
19:57, 29 октября 2008

Не удивили Присяжные признали Алексея Френкеля виновным в убийстве заместителя председателя ЦБ

Во вторник, 28 октября, коллегия присяжных Мосгорсуда вынесла вердикт по делу об убийстве первого заместителя председателя Центробанка Андрея Козлова. Все семеро обвиняемых, включая предполагаемого заказчика преступления, банкира Алексея Френкеля, были признаны виновными.

Убийство Андрея Козлова, которого вместе с водителем застрелили в Москве 13 сентября 2006 года, тогда стало настоящим шоком и для властей, и для банковской среды, и для общественности. Разумеется, со временем страсти улеглись – теперь мы просто знаем, что людей из руководства Центробанка у нас тоже убивают. Тем не менее, интерес к этому делу на протяжении двух лет не ослабевал. И не только из-за должности погибшего, но также из-за того, что суд над его предполагаемыми убийцами превратился в настоящее представление.

Подозреваемые

О первых задержаниях по делу об убийстве Козлова стало известно в октябре 2006 года. В январе 2007-го уже можно было говорить о раскрытии преступления: к этому времени был установлен и арестован предполагаемый заказчик, а также исполнители, организаторы и посредники. Часть задержанных, правда, в конце концов отпустили, допросив в качестве свидетелей.

В марте 2008 года, когда начался суд, на скамье подсудимых оказались семь человек. По версии обвинения, предполагаемый заказчик убийства, бывший председатель правления московского "ВИП-банка" Алексей Френкель, решил устранить Козлова из мести, поскольку считал его ответственным за отзыв лицензий у нескольких подконтрольных Френкелю банков.

В осуществлении задуманного банкиру якобы помогла его знакомая Лиана Аскерова, управляющая рестораном "Триш" (по другим данным, владелица) и ее гражданский муж, владелец холдинга "Русь-Алмаз" Борис Шафрай. Эти люди, по данным следствия, наняли Богдана Погоржевского, Александра Белокопытова, Алексея Половинкина, Максима Прогляду и Андрея Космынина, которые на протяжении нескольких месяцев следили за Козловым и готовили убийство. Исполнителями в конечном счете были признаны Половинкин и Погляда.

Из всех вышеперечисленных следствию не удалось поймать только Космынина – он находится в розыске.

Следует отметить, что нанятых Аскеровой и Шафраем людей сложно назвать профессиональными киллерами, об их связях с организованной преступностью тоже ничего не известно. Из данных, попавших в прессу, следует, что все они являются уроженцами Украины (кроме Космыгина - он из Душанбе), приехавшими в Москву на заработки и занимавшимися частным извозом.

На месте убийства Андрея Козлова. Кадр телеканала "Россия"
Lenta.ru

Известно также, что за убийство Козлова Френкель заплатил 300 тысяч долларов. Половинкин и Прогляда, стрелявшие в банкира, получили из этой суммы по 8,5 тысяч.

Обвинение и защита

Следует отметить, что версия обвинения с самого начала была далеко не безупречной. Ряд утверждений следствия выглядел сомнительным с точки зрения логики: почему для такого серьезного преступления наняли каких-то случайных, неподготовленных людей? И почему, собственно, "заказал" Козлова именно Френкель? Мало ли банкиров "обидел" Центробанк, отобрав лицензию? И, в конце концов, почему убили именно Козлова? Ведь решения об отзыве лицензий принималось коллегиально, а не лично покойным.

Были у защиты Френкеля и другие доказательства ошибок, предположительно допущенных следствием. В частности, результаты баллистических экспертиз, одна из которых была проведена ГУВД Москвы для обвинения, а вторая - специалистом Министерства обороны для защиты, оказались прямо противоположными. Проще говоря, нашли оперативники некие пистолеты и решили, что Козлова убили из них. Эксперты ГУВД это подтвердили, эксперт Минобороны – категорически опроверг, заявив, что из этого оружия невозможно было стрелять пулями, которые попали в убитого банкира.

Впрочем, шансов быть услышанной у защиты Френкеля было немного. Как и у самого Френкеля и других подсудимых.

Во-первых, суд вскоре после его начала перевели в закрытый режим. Поводом для этого послужили звонки с угрозами, якобы поступавшие вдове Козлова. Были ли эти звонки на самом деле, теперь уже не узнает никто – дело, возбужденное по факту угроз, потом просто закрыли. Во-вторых, адвокаты Френкеля неоднократно жаловались на то, что им не позволяют приобщить к делу те или иные материалы. Наконец, сам Френкель утверждал, что ему просто не дают изложить присяжным аргументы в пользу своей невиновности.

Протесты подсудимого против действий судьи Натальи Олихвер привели к тому, что она несколько раз и вовсе удаляла Френкеля из зала суда. Даже зачитать полностью свое последнее слово у банкира не получилось – во время его выступления из зала удаляли уже присяжных. Наконец, после вынесения вердикта адвокат Александр Чернов рассказал журналистам, что судья Олихвер, обращаясь к присяжным с напутственным словом перед вынесением вердикта, уделила доводам защиты не более 20 секунд.

Фигуранты дела об убийстве Козлова и представитель защиты в зале суда. Кадр телеканала "Россия"
Lenta.ru

Попытки Френкеля протестовать против поведения судьи – в частности, он писал письма в Генпрокуратуру, требуя возбудить против Олихвер дело, а также объявил голодовку – никакого эффекта не произвели (так же, как и его разоблачительные письма о делах Центробанка). В конце концов нервы сдали даже у адвокатов – в сентябре главный защитник Френкеля Руслан Коблев отказался от участия в процессе в знак протеста против избиения подсудимых приставами. После этого Френкель отказался от услуг всех своих адвокатов.

Присяжные

Еще одной отличительной чертой процесса по делу Козлова стали скандалы вокруг присяжных. Из 22 человек, отобранных для процесса, к вынесению вердикта в коллегии осталось 12, то есть были использованы все запасные присяжные.

Выводили присяжных из процесса под самыми разными предлогами. Двоих исключили за распитие пива на улице, еще одну удалили с процесса потому, что обвинитель увидела, как женщина разговаривает на улице с двумя неизвестными мужчинами. Против присяжного Сергея Левина и вовсе возбудили уголовное дело – он якобы пытался подкупить товарищей по коллегии. Адвокаты утверждали, что судья проводит с присяжными приватные беседы, а выводят из коллегии тех, кто сомневается в виновности подсудимых.

Несмотря на все скандалы и разоблачения, коллегия присяжных так и не была распущена (сделать это требовала защита).

Следует отметить, что Френкель сам попросил судить его с участием присяжных, полагая, видимо, что на них сложнее оказывать давление. Однако и присяжные - всего лишь люди, и у него была возможность в этом убедиться.

Вердикт и приговор

Как бы то ни было, оставшиеся в процессе присяжные десятью голосами против двух признали всех подозреваемых в убийстве Козлова виновными. При этом заслуживающими снисхождения признаны Белокопытов и Погоржевский (единственный из подсудимых, признавший свою вину).

Сказать, что вердикт стал неожиданным, нельзя – кажется, в возможность оправдания Френкеля не верил никто, даже те, кто верил в его невиновность. Пожалуй, большая интрига кроется в том, какое наказание банкиру назначит суд. Часть 2 статьи 105 УК (умышленное убийство, совершенное группой лиц по предварительному сговору в отношении лица в связи с осуществлением им служебной деятельности), по которой осудили Френкеля, предусматривает от восьми лет до пожизненного заключения.

Назвать дату оглашения приговора пока не представляется возможным, поскольку, во-первых, защита намерена обжаловать вердикт, а во-вторых, суд по закону не ограничен по времени при вынесении приговора на основе вердикта присяжных.

Люся Мовсесян

< Назад в рубрику