Мир
18:16, 30 октября 2008

Конголезский рецидив В Демократической республике Конго возобновилась гражданская война

В конце октября 2008 года в Демократической республике Конго (ДРК - бывший Заир) начался новый виток гражданской войны, которая идет в стране на протяжении последних десяти лет. Войска мятежного генерала Лорана Нкунды (Laurent Nkunda), возглавляющего Национальный конгресс в защиту народа (CNDP), перешли в наступление в восточной провинции Северное Киву, обратив в беспорядочное бегство подразделения регулярной армии. Вслед за отступающими войсками отправились тысячи простых граждан. Миротворческий контингент ООН (MONUC) справиться с ситуацией не может. К 29 октября солдаты Нкунды подошли к крупному городу Гома, однако не стали его штурмовать, а объявили о прекращении огня. В ООН приветствовали этот шаг, но в стабилизацию ситуации мало кто верит.

Представители международных гуманитарных организаций заявляют о катастрофическом положении. Сами провинции Северное и Южное Киву традиционно чрезвычайно перенаселены. На их территории нашли прибежище многочисленные беженцы, пришедшие из соседних государств, в частности из граничащей с ДРК Руанды, где в 1994 году произошел геноцид, жертвами которого стали от 800 тысяч до миллиона человек. С обострением конфликта в Северном Киву беженцы оказались между враждующими сторонами и были вынуждены искать спасения. В течение последних дней лагерь беженцев Кибати (Kibati) покинули 45 тысяч человек. К ним присоединились жители захваченных повстанцами городов Рутшуру (Rutshuru) и Киванья (Kiwanja). Всего в связи с беспокойной обстановкой с начала августа 2008 года беженцами стали около 250 тысяч человек. По другим данным, их более миллиона.

Беженцы движутся по дорогам в направлении города Гома вместе с отступающими подразделениями регулярной армии, солдаты которой, по некоторым данным, используют свое оружие не столько для защиты, сколько для мародерства и грабежа. Это при том, что, по данным Le Monde, правительственные войска обладают численным превосходством над повстанцами - 11 батальонов против 5000 человек. Ситуация может еще больше ухудшиться, особенно если Лоран Нкунда откажется от перемирия и возьмет штурмом Гома. Этот город является главным опорным пунктом в регионе для ООН и международных гуманитарных организаций, от помощи которых зависят, как сообщает Der Spiegel, более одного миллиона человек.

Беженцы близ Гомы. Фото (c)AFP
Lenta.ru

А что же ООН, которая располагает в ДРК своим самым крупным воинским контингентом, насчитывающим 17 тысяч военнослужащих? Да, собственно, ничего. Голубые каски обстреливают повстанцев с вертолетов, но при этом само же командование открыто признает бессмысленность таких действий, поскольку боевики сразу же прячутся в густых зарослях или быстро растворяются в толпе беженцев, так что отличить их невозможно. Сообщается, что солдаты ООН держат под контролем аэродромы и другие важные стратегические пункты, однако подобное участие не может обмануть местных жителей. Во время одной из стихийных демонстраций они забросали машины ООН камнями в знак протеста, что ООН не может или не хочет защищать мирное население.

В самой ООН, как показали последние события, царит разброд и шатание. О генеральном секретаре Пан Ги Муне можно было бы не упоминать вовсе: он традиционно выразил "глубокую озабоченность". Со своей стороны, глава миссии ООН в ДРК, британец Алан Досс (Alan Doss), заявил, что вооруженный международный воинский контингент практически исчерпал свои возможности. В принципе, в такой стране как ДРК площадью 2 миллиона 345 тысяч квадратных километров, почти равной всей Восточной Европе, и с населением, насчитывающим 62,5 миллиона человек, 17 тысяч солдат ООН - это не так уж много. Они не сконцентрированы в одном месте, а распределены по различным областям страны. В Северном Киву находятся около 6000 голубых касок, а самом Гома, оказавшемся в центе вооруженного конфликта, их всего 800. Что они могут сделать?

Алан Досс потребовал усиления миротворческого контингента MONUC за счет двух дополнительных батальонов пехоты (около 2000 человек), сил специального назначения и отрядов полиции. Он также попросил обеспечить их более современным воинским снаряжением. Президент ДРК Джозеф Кабила (Joseph Kabila) также высказался за укрепление вооруженных сил ООН в регионе. Схожую позицию заняли представители гуманитарной организации Refugees International, более того, они потребовали расширить полномочия миротворческого контингента, чтобы он мог реально защищать жителей восточных районов ДРК. Со своей стороны французский министр иностранных дел Бернар Кушнер заявил, что Франция в течение 10 дней готова одностороннем порядке отправить в ДРК 1500 солдат для наведения порядка. Тем более, что у Франции уже есть опыт: в 2003 году она во главе войск ЕС провела успешную спецоперацию "Артемис" против боевиков в восточной провинции ДРК Итури, а потом передала полномочия ООН.

Карта ДРК. Кликните для увеличения
Lenta.ru

На очереди, таким образом, может быть операция "Артемис-2", однако Совет Безопасности ООН, собравшийся вечером в среду, 29 октября, хотя и осудил происходящее в Северном Киву, тем не менее пока решил не прибегать к вооруженному вмешательству. По итогам заседания, миротворческому контингенту ООН в ДРК было рекомендовано перегруппировать свои силы и стянуть в Северное Киву войска из других провинций. Как члены Совбеза себе это представляют, сказать сложно. Новый виток противостояния в Северном Киву повлек за собой активизацию боевиков и повстанцев в других регионах, как например, в той же самой провинции Итури, а также на севере и северо-востоке страны на границе с Суданом и Угандой, где действуют угандийские повстанцы из Армии сопротивления Господа (LRA). MONUC не может везде успеть: сконцентрировав усилия на одном направлении, он ослабит свое присутствие в других областях.

Бернара Кушнера "осадил" французский же представитель при ООН Жан-Морис Риппер (Jean-Maurice Rippert), заявивший, что у Франции сейчас нет свободных сил для операций в Демократической Республике Конго. Комиссар ЕС по внешней политике Хавьер Солана также высказался против силовых действий. По его словам, на этой стадии конфликта вооруженное вмешательство со стороны ЕС даже не обсуждается. Словом, международное сообщество на данный момент заняло скорее выжидательную позицию: завляя о своем беспокойстве, как бы в ДРК не повторился геноцид, подобный тому который произошел в 1994 году в Руанде, оно настаивает на весьма эфемерном "политическом решении". Между тем сама история конфликта показывает, что без активных скоординированных действий решить его практически невозможно.

Конфликт в восточных провинциях Северное и Южное Киву, как ни странно, в какой-то степени является системным для Демократической республики Конго. Само государство ДРК во многом обязано ему своим рождением. Кроме того, в конфликт втянуты соседние государства, прежде всего Руанда, а также Уганда и Бурунди, которые пытаются усилить свое влияние в этом богатом полезными ископаемыми регионе, а то и вовсе прибрать его к рукам, поддерживая различные этнические группировки. Северное и Южное Киву, как уже упоминалось, чрезвычайно перенаселены. Помимо представителей автохтонного населения Ньянга (Nyanga) и Нанде (Nande) там еще присутствуют такие этно-социальные общности как Баньяруанда, объединяющая представителей народов хуту и тутси, происходящих из Руанды, и Баньямуленге (Banyamulenge), куда входят также представители хуту и тутси, но которые переселились из Руанды позднее - в начале 30 годов XX века.

В 1994 году из Руанды прибыла новая волна беженцев, среди них не только тутси, спасавшиеся от этнических чисток у себя в стране, но также экстремисты хуту из вооруженных формирований с многообещающим названием "Убиваюшие вместе", которые собственно и были ответственны за геноцид тутси и бежали в Заир после того, как их власть была свергнута и тутси победили. С приходом новой волны иммигрантов ситуация обострилась. Президент страны - тогда еще Заира - Мобуту попытался разрешить кризис авторитарным путем: все без исключения заирцы руандийского происхождения были объявлены беженцами. Это вызвало протест со стороны Баньямуленге, которые переселились давно и чувствовали себя полноправными гражданами. Они подняли восстание, во главе которого встал Лоран-Дезире Кабила (Laurent-Desire Kabila). На помощь восставшим пришли Руанда, Уганда и Бурунди, котрые ввели в восточные провинции Заира свои войска. В мае 1997 года восставшие заняли столицу Киншасу, была провозглашена Демократичесая Республика Конго, а Кабила стал ее президентом.

Конголезские повстанцы. Фото (c)AFP
Lenta.ru

Однако конфликт в восточных областях не был изжит. Более того, он получил продолжение. Руанда и Бурунди не собирались выводить свои войска из региона, мотивируя свое решение защитой интересов проживающх там тутси. В ответ Лоран-Дезире Кабила начал компанию против тутси. В 2000 году в страну пришлось ввести войска ООН. В 2001 Кабила был убит, его место занял сын - Джозеф Кабила. В 2002 году ему удалось договориться с Руандой, Угандой и Бурунди о выводе их войск. Однако покинув Северное Киву, Руанда активно поддерживала вооруженные отряды тутси. В 2004 году мятежный генерал Лоран Нкунда якобы в интересах защиты тутси захватил крупный город Букаву в Южном Киву, откуда был выбит войсками ООН. Затем он попытался создать независимую Республику Северное Киву, однако опять потерпел неудачу, не сумев взять город Гома. Он замирился с правительством, потом августе 2007 вновь взялся за оружие, в январе 2008 заключил мир, чтобы опять его нарушить в августе.

Свои действия генерал Лоран Нкунда объясняет защитой живущих в ДРК тутси. Он обвиняет правительство в том, что оно сотрудничает с обосновавшимися в стране экстремистами хуту из вооруженных формирований "Убивающие вместе". Хуту, кстати, уже не раз призывали "довершить начатое в Руанде". Тутси и Лорану Нкунда также противостоят местные ополчения май-маи, организованные местными жителями для защиты от руандийских солдат в конце 90-х, начале 2000-х годов. Впрочем, существуют подозрения, что действиями тутси под командой Лорана Нкунды на самом деле руководит Руанда, которая за счет возможного отторжения восточных провинций ДРК намерена поправить собственное территориальное положение и решить проблему перенаселенности. Полезные ископаемые, а также крайне выгодные климатические условия в Северном и Южном Киву, позволяющие собирать урожай три раза в год, также играют немаловажную роль.

Словом, конфликт настолько сложен и запутан, что решить его, выжидая пока все наладится само собой, вряд ли получится, тем более, что всерьез договариваться никто из враждующих сторон вроде не намерен. Без активных действий со стороны международного сообщества ничего не добиться, но поскольку ООН заняло, скорее, наблюдательную позицию, надеяться на улучшение ситуации пока не приходится.

< Назад в рубрику