Экономика
19:31, 30 октября 2008

Деньги "за просто так" ФРС США снизила базовую ставку до процента

Федеральная резервная система США на своем очередном заседании 29 октября решила снизить базовую ставку на половину процентного пункта до 1 процента. Снижение ставки почти до минимума показало желание ФРС бороться с рецессией всеми возможными средствами. Хотя однопроцентный уровень является повторением рекорда, установленного Федеральным резервом во время руководства Алана Гринспена в начале 2000-х годов, риторика нынешнего главы ФРС Бена Бернанке говорит о том, что это еще не предел.

Снижение ставок - обычный для США и большинства развитых и развивающихся стран способ оживления экономики. Понижая стоимость рефинансирования для банков, которые занимают средства на короткий срок в ФРС, система тем самым накачивает экономику деньгами. Банки более охотно начинают раздавать кредиты и экономическая активность повышается. Есть у этого процесса и обратная сторона: денег в экономике становится слишком много и распределяются они неравномерно, что приводит к перекосам в развитии и высокой инфляции.

Бен Бернанке. Фото (c)AFP
Lenta.ru

Хотя темпы роста цен в США уже превысили 5 процентов в годовом исчислении, что является максимумом с начала 90-х годов, ФРС в своем послании, традиционно сопровождающим каждое заседание организации, практически дезавуировало эту угрозу. Главной опасностью названо замедление экономического роста, что ясно говорит о нынешних приоритетах кредитно-финансовой политики США. То есть, существует немалая вероятность, что ставку будут снижать и дальше, причем это может быть сделано уже на следующем заседании ФРС в декабре.

С одной стороны, решение властей вполне понятно. Снижение ставки было жизненной необходимостью для того, чтобы избежать переход текущего кризиса, который называют самым масштабным с 1929 года, в тотальный крах экономики. Сигналом к началу обвала послужило банкротство инвестиционного банка Lehman Brothers. После этого банки фактически перестали доверять друг другу, и ставки межбанковского кредитования по всему миру взлетели до небес. Хотя ФРС постепенно понижала ставку с середины 2007 года, при первых симптомах кредитного кризиса осенью 2008 года обо всякой осторожности пришлось забыть.

Стоит заметить, что аналогичным образом действовал бывший руководитель ФРС Алан Гринспен (Alan Greenspan) в начале 2000-х, когда лопнул "пузырь" компаний индустрии информационных технологий. "Новая экономика", основанная на фундаменте из этих корпораций и обеспечивавшая львиную долю прироста ВВП США в 90-е, потерпела крах и утянула за собой в рецессию всю Америку. Чтобы воспрепятствовать спаду, Гринспен и администрация Джорджа Буша приняли целый комплекс мер по оздоровлению экономики, включая снижение ряда налогов. Но центральным мероприятием было доведение базовой ставки до 1 процента.

Алан Гринспен. Фото (c)AFP
Lenta.ru

Впрочем, один процент - это еще не предел. ФРС, как уже говорилось, готова к дальнейшему снижению, и в итоге ставка может опуститься до нуля. "Здесь все просто так, кроме денег", - эта реплика из фильма "Брат-2" стала крылатой. Может сложиться ситуация, когда и сами деньги в Америке будут "просто так", по крайней мере те из них, которые будут выделяться ФРС для рефинансирования банков.

Опыт таких действий уже имеется. На рубеже 80-х и 90-х в Японии разразился беспрецедентный экономический кризис, который подвел черту под 45-летней историей "экономического чуда". Его непосредственной причиной, так же, как и сейчас в США, были непомерно раздутые цены на недвижимость. Банк Японии снизил ставку до нуля. Помогло ли это стране? В краткосрочном плане - да, так как удалось избежать катастрофического спада. В долгосрочном - нет, поскольку даже нулевая ставка не предотвратила многолетнюю депрессию, из которой Япония не может выбраться до сих пор. Экономический рост в стране за последние 17 лет не превысил 20 процентов. Для сравнения, за тот же период ВВП США вырос на 70 процентов, а ВВП Китая - в 5 раз.

Многие экономисты предсказывают, что перспективы США могут оказаться в ближайшие годы схожими с японскими. Первые признаки этого уже появились: согласно опубликованному 30 октября отчету Министерства торговли, ВВП страны сократился в третьем квартале на 0,3 процента в годовом исчислении. Пока ничего трагического в этом нет, но аналитики ожидают более глубокого падения в дальнейшем.

Между тем, ставки снижают большинство ЦБ стран мира. Таким образом уже поступили ЦБ некоторых стран Европы, Великобритании, Австралии и Скандинавии, три недели назад проделавшие этот шаг синхронно с ФРС (тогда ставки были снижены на полпроцента). 29 октября ставку понизил (на 0,27 процента) ЦБ Китая. Исключением в этом ряду является лишь Исландия. Хотя страна уже испытывает рецессию, местные регуляторы больше озабочены обвалом национальной валюты. Чтобы воспрепятствовать ее девальвации, исландский центробанк был вынужден довести ставку до 18,5 процентов, повысив ее на этой неделе сразу на 6,5 процентных пункта.

Хотя США и очень близки к рецессии, некоторый позитивный эффект от действий ФРС и правительства США все же наметился. Во-первых, кредитный кризис явно пошел на спад. Межбанковское кредитование, к примеру, трехмесячная ставка LIBOR снижается уже 14 дней подряд, а непосредственно после решения ФРС, 30 октября она упала на 0,23 процентных пункта до 3,19 процента. Это свидетельствует о некотором восстановлении доверия в банковской сфере - ровно то, что и было необходимо для стабилизации положения на финансовых рынках. Насколько далеко этот процесс зайдет - пока вопрос, но динамика явно положительная.

Кроме того, резкое смягчение финансовой политики американских властей вкупе с началом работы по "плану Полсона", предусматривающему выделение 750 миллиардов долларов на восстановление экономики, положительно воздействовало на фондовые рынки по всему миру. На текущей неделе они в основном растут. К примеру, российские фондовые индексы за последние три дня прибавили почти 30 процентов, чуть меньшим рост оказался в Западной Европе. В США рынок также вроде бы нащупал "дно". Индекс Dow Jones, упав до 8000 пунктов, постепенно начал расти.

Неприятные последствия, впрочем, тоже могут себя проявить. Не стоит забывать, что текущий кризис был вызван надуванием пузыря недвижимости в США, а он возник во многом благодаря сверхнизким ставкам ФРС. Кстати, совсем недавно Алан Гринспен взял на себя часть вины за потрясения на рынках.

Сейчас масштабы деятельности по вливанию капиталов на рынок гораздо более значительны, чем в 2001-2002 годах. Поэтому и обратный эффект может проявиться раньше. После того, как ситуация с доступностью кредита устаканится, на рынке окажется огромное количество свободных средств, которые могут немедленно отправиться на товарные рынки и устроить, скажем, новый взлет цены на нефть. Результатом будет сверхвысокая инфляция - пожалуй, последнее, что нужно сейчас переживающей не лучшие времена мировой экономике.

< Назад в рубрику