В США закончилась самая длинная, самая дорогая и одна из самых интересных предвыборных кампаний в истории. Спустя всего четыре года после своего дебюта в большой политике сенатор от штата Иллинойс Барак Обама, представляющий Демократическую партию, под лозунгом "Перемены, в которые мы верим" стал первым чернокожим президентом Соединенных Штатов, одержав более чем убедительную победу над мастодонтом американской политики, республиканским сенатором от Аризоны Джоном Маккейном.
Республиканцы еще долго будут вспоминать 4 ноября 2008 года. Это один из самых черных (извините за каламбур) дней в истории партии. Их кандидат Джон Маккейн потерпел разгромное поражение на президентских выборах, проиграв во всех ключевых штатах (в том числе в Огайо, Пенсильвании и Флориде) и потеряв даже Вирджинию, которая исправно голосовала за республиканцев последние сорок с лишним лет. Кроме того, демократы получили полный контроль не только над Палатой представителей, но и над Сенатом. А еще демократы выиграли семь из одиннадцати губернаторских выборов, в том числе в традиционно республиканских Западной Вирджинии и Северной Каролине.
Если подвести самые общие итоги восьми лет президентства Джорджа Буша-младшего, становится понятно, почему республиканцы потерпели такое поражение. Восемь лет назад, когда завершилось правление Билла Клинтона, США были страной с устойчивой экономикой, сбалансированным бюджетом и прочными позициями на внешнеполитической арене. По прошествии этих восьми лет Соединенные Штаты переживают тяжелейший финансовый кризис и погрязли в войнах, которые проделали гигантскую дыру в государственном бюджете. Это уже совсем не такая привлекательная страна, как восемь лет назад. Понятное дело, что далеко не во всем виноват Джордж Буш-младший, но так всегда бывает в политике: расплачивается не тот, кто виноват, а тот, кому довелось быть у руля, когда случились неприятности.
Что касается президентских выборов, то республиканцы проиграли еще и из-за индивидуальных особенностей своего кандидата и руководителей его кампании. Начать с того, что политическая конъюнктура была крайне неблагоприятна для Джона Маккейна: ему приходилось одновременно и оправдывать Джорджа Буша (как-никак, однопартиец, к тому же Маккейн почти всегда поддерживал законопроекты, которые предлагал Буш), и критиковать его (слишком уж он непопулярен). Плюс к тому, главной темой предвыборной кампании стала экономика, а Маккейн никогда не был силен в этих вопросах: его конек – международная политика и национальная безопасность.
А еще Барак Обама вчистую обыграл Маккейна в предвыборные шахматы. Республиканский штаб так и не смог выработать вменяемой стратегии и постоянно шарахался из стороны в сторону: то Маккейн сворачивал любой разговор на проблему международного терроризма, то упирал на свою репутацию независимого политика, то клятвенно обещал быть преданным консерватором, то яростно защищал "план Полсона", сильно отдающий социализмом. Фактический руководитель кампании Маккейна Стив Шмидт (в должности заместителя руководителя предвыборного штаба) сумел спланировать несколько более или менее удачных атак (в основном замешанных на черном пиаре), но единой линии у кампании Маккейна так и не появилось. К тому же у Маккейна было слишком мало денег. Обама, доказавший в сезоне праймериз, что он умеет привлекать для своих нужд практически неограниченные средства от спонсоров, отказался от бюджетного финансирования кампании. Это позволило ему неограниченно наращивать предвыборный фонд и тратить в несколько раз больше денег на рекламу. Кстати, именно это в значительной степени обеспечило победу Обамы в неопределившихся штатах.
День выборовСосредоточенный текстовый онлайн
Неизвестно еще, каким президентом будет Обама, но уже сейчас его можно назвать выдающимся политиком. Ведь его победа над Маккейном 4 ноября – это только последняя из целой серии побед, которые он одержал раньше. И, кстати, не самая сложная. Гораздо тяжелее ему далась победа над Хиллари Клинтон на праймериз. Раскол среди демократов на "хилларистов" и "обамоманов" грозил партии большими неприятностями, но более чем убедительная победа Обамы на президентских выборах позволяет утверждать, что раскол уже почти преодолен.
Свой президентский срок Обама начнет в весьма комфортных условиях: ему гарантирована полная поддержка Конгресса. Так что уже 21 января (на следующий день после инаугурации) ему придется приступать к обещанным масштабным реформам. В первую очередь – к снижению налогов для тех, у кого годовой доход меньше 250 тысяч долларов, гигантским инвестициям в альтернативную энергетику и выводу войск из Ирака за 14 месяцев. Весь мир теперь будет надеяться на то, что Обама преодолеет финансовый кризис.
Для этого Обаме придется собрать мощную команду. У него уже есть вице-президент Джо Байден, политик-ветеран и специалист по внешней политике. Среди вероятных членов его администрации называют Альберта Гора (специалиста по охране окружающей среды), а также республиканцев Колина Пауэлла и Арнольда Шварценеггера (последний не прочь быть советником президента по энергетике). На пост главы его администрации прочат бывшего советника Билла Клинтона, а ныне конгрессмена Рама Эмануэла. Кроме того, в администрации, вполне вероятно, найдется место главе предвыборного штаба Обамы Дэвиду Плауфу (которого, с учетом выдающихся результатов, следует, пожалуй, признать гениальным политтехнологом на уровне Карла Роува, но с гораздо более чистыми руками), пресс-секретарю Биллу Бертону, главному пиарщику Дэвиду Аксельроду, финансовому директору Пенни Притцкер и другим членам команды.
В американском политическом английском (это такой язык, который отличается от обыкновенного английского примерно как русский от украинского) есть важное слово "inspirational". Так характеризуют человека, который умеет воодушевлять. Важное качество для президента. Обама доказал, что он именно такой. По большому счету, пока это его единственная заслуга. Все остальное ему еще предстоит доказывать. И это может быть даже более захватывающе, чем закончившаяся предвыборная кампания, которая была самой захватывающей за последние лет сто.