Избрание демократа Барака Обамы новым президентом США добавило оптимизма на мировых рынках. Фондовые площадки, особенно американские, несколько ожили, а курс доллара по отношению к остальным валютам увеличился. Однако это положение может оказаться временным, и Обаме теперь предстоит доказать и американцам, и всему миру, что, находясь у власти, он способен справиться с финансовым кризисом.
Сводный индекс региона MSCI Asia Pacific 5 ноября 2008 года вырос более чем на четыре процента до максимального значения за три недели. Гонконгский HSI поднялся на 3,17 процента, южнокорейский Kospi - на 2,44 процента, шанхайский Shanghai Composite - на 3,16 процента, а сингапурский Straits Times - на 2,14 процента. Даже японский Nikkei, практически постоянно снижавшийся последние несколько недель, подскочил на 4,46 процента.
Сходным образом повел себя и американский фондовый рынок, причем еще до того, как стало известно о победе Обамы. 4 ноября этого года индекс Dow Jones поднялся на 3,28 процента, "высокотехнологичный" Nasdaq - на 3,12 процента, а индекс широкого рынка S&P 500 - на 4,08 процента.
Однако дело здесь не только в неожиданно проснувшейся вере участников фондовых рынков в финансовую компетентность Обамы. Дело в том, что предвыборная кампания, проходившая в Соединенных Штатах, оказывала дополнительное негативное воздействие на американские биржи и, как следствие, на торги по всему миру. Завершение выборов означает окончание периода неопределенности в США, когда серьезные деньги тратились не на выправление создавшегося положения в американской экономике, а на привлечение голосов избирателей.
Победа Обамы на выборах положительно сказалась и на курсе американской валюты, которая выросла по отношению к основным мировым валютам и, в первую очередь, к евро. Если в день выборов евро торговался на уровне 1,2975 доллара, то утром 5 ноября за европейскую валюту давали уже 1,2882 доллара.
Впрочем, и здесь итоги выборов оказали лишь косвенное влияние. Дело в том, что американская валюта медленно и практически беспрерывно дорожала в течение последнего месяца. Так, за октябрь доллар по отношению к шести мировым валютам повысился в цене почти на восемь процентов.
Сейчас еще трудно сказать, был ли рост мировых котировок "эффектом Обамы" или это была всего лишь реакция на крупномасштабное событие, коим выборы американского президента безусловно являются. Не исключено, что неуверенность инвесторов в стабильности мировой экономики еще долгое время будет отрицательно сказываться на мировом рынке и основные индексы вновь начнут свое снижение, как это произошло в Европе 5 ноября.
На следующий после выборов день британский фондовый индекс FTSE 100 и немецкий DAX снизились более чем на два процента, а французский CAC 40 - более чем на 1,5 процента.
В любом случае, ожидать резкого исправления ситуации пока не стоит. Хотя Барак Обама и одержал победу на выборах, встать во главе государства он сможет лишь 20 января 2009 года, когда произойдет официальная передача полномочий действующим президентом США Джорджем Бушем. Вот тогда-то и станет ясно, сможет ли новый глава США справиться с кризисом.
Текущее положение в США в значительной степени похоже на Великую депрессию 30-х годов. Не исключено, что именно поэтому Барак Обама, 44-й президент США, выбрал стратегию вывода страны из кризиса, похожую на стратегию 32-го президента - Франклина Рузвельта.
Рузвельт принимал присягу в разгар кризиса, когда вкладчики по всей стране требовали вернуть деньги, банки один за другим объявляли о банкротстве, а темпы роста экономики быстро снижались. 32-й президент сделал упор не только на вливании средств в экономику страны и регулировании финансовой системы, но и на создании новых рабочих мест за счет увеличения расходов на строительство школ и дорог.
Экономическая программа Обамы предусматривает выделение 200 миллиардов долларов для поддержания экономики. В пакет мер входит создание рабочих мест за счет строительства и обновления инфраструктуры страны, а также поддержка потребительских расходов и ассигнования на общественные работы. Обама предлагает инвестировать 150 миллиардов долларов в течение 10 лет в новые технологии, что, по его расчетам, должно обеспечить создание более 5 миллионов рабочих мест.
Кроме того, экономическая стратегия Обамы предполагает перенос налогового бремени на более богатые слои населения - на тех, чей доход превышает 250 тысяч долларов в год. При этом он намерен расширить медицинское страхование, а также поддержать домовладельцев, которые столкнулись с трудностями в обслуживании ипотечных кредитов.
К слову, эта часть программы вызывает недовольство не только в рядах проигравших республиканцев, но и в лагере демократов. С учетом этих действий, а также мер, уже предпринятых Джорджем Бушем, дефицит федерального бюджета США может утроиться и превысить триллион долларов уже в 2009 году.
Обама, так же как и Рузвельт, выступает за реформирование институтов, осуществляющих контроль за финансовыми рынками. Он поддерживает расширение полномочий Федеральной резервной системы (ФРС) США, о необходимости которого в конце марта 2008 года говорил министр финансов Генри Полсон. Кроме того, Обама выступает за создание специального ведомства, которое будет заниматься выявлением новых рисков в экономике.
Переход от предвыборных обещаний, от веры в перемены к реальности управления страной скорее всего окажется тяжелым для нового президента. Ведь Обаме придется оправдывать тот высокий уровень надежд, которые на него возлагают не только бизнесмены и банкиры, но и простые американцы. У Рузвельта в 30-х годах получилось справиться с Великой депрессией. А сможет ли Обама?