Международные рейтинговые агентства одно за другим стали ухудшать прогнозы по суверенному рейтингу России. Если еще летом 2008 года экономика страны казалась почти неуязвимой, то уже осенью старые изъяны вновь напомнили о себе: рейтинговые агентства упрекнули Россию в слишком большой зависимости от цен на нефть и слабости банковской системы.
В середине июля 2008 года агентство Moody's повысило суверенный рейтинг России на одну ступень - с "Ваа2" до "Ваа1". Оправданность этого шага ни у кого не вызывала сомнений – наоборот, казалось, что Moody's запоздала со своим решением и необходимо было повышать рейтинг сразу на две ступени.
И действительно, сразу несколько факторов говорили о том, что в ближайшее время Россия и местные государственные компании будут в состоянии отдавать любые кредиты. Во-первых, "передача" власти от Владимира Путина к Дмитрию Медведеву произошла без эксцессов, а назначение Путина на пост премьер-министра лишний раз доказывало, что политический курс страны останется неизменным.
Во-вторых, международные (золотовалютные) резервы росли в последние годы невиданными темпами, так как Россия получала огромные сверхдоходы от резко выросшей цены на газ и нефть. К лету они перевалили за отметку в 500 миллиардов долларов, а к августу, то есть уже после повышения рейтинга страны агентством Moody's, – почти преодолели отметку в 600 миллиардов долларов.
В случае с Moody's характерно, что это агентство оставило прогноз по российскому рейтингу "позитивным", намекнув таким образом, что в ближайшее время Россия может подняться еще на одну ступеньку и впервые получить рейтинг "А3". Другое рейтинговое агентство - Standard & Poor's – повысило прогноз до "позитивного" еще в марте 2008 года. Это фактически означало, что помешать России получить новый рейтинг мог только… кризис. Именно он и разразился в мире осенью 2008 года.
Каких-то двух-трех месяцев кризиса и воинственной политики России по отношению как к ближайшим соседям (например, Грузии), так и к лидерам мировой экономики (в первую очередь США), оказалось достаточно, чтобы международные рейтинговые агентства начали постепенно пересматривать прогнозы по российским рейтингам. Сначала, в середине сентября 2008 года, Standard & Poor's изменило прогноз с "позитивного" на "стабильный". Через месяц то же агентство еще раз ухудшило прогноз – на этот раз до "негативного".
Еще одно рейтинговое агентство из большой тройки – Fitch – решилось на изменение прогноза 10 ноября. При этом в Fitch не стали драматизировать ситуацию, похвалив Россию за профицит текущего платежного баланса. Тем не менее, в агентстве напомнили, что внешняя конъюнктура сейчас не в пользу России – цены на нефть находятся на минимальном за полтора года уровне, отток капитала из страны бьет рекорды, а кредитный кризис привел к сложностям с рефинансированием долгов.
Кроме того, агентство Fitch подчеркнуло, что банковская система России по-прежнему слаба, а отток средств с депозитов может сделать ее еще слабее. Только в сентябре, согласно официальным данным Центробанка, россияне унесли из финансовых организаций приблизительно 90 миллиардов рублей. За октябрь, скорее всего, сумма будет еще больше – пик паники пришелся именно на середину этого месяца.
Любопытно, что в своих обоснованиях к снижению прогнозов по рейтингам агентства крайне мало говорят о действенности антикризисных мер правительства. В сентябре Standard & Poor's отмечало, что экономическая политика России неясна, однако с тех пор был принят целый ряд законов, направленных на стабилизацию финансовой системы страны. Помогут они или нет, пока неизвестно, однако 10 ноября Дмитрий Медведев уже заявил, что для преодоления кризиса, возможно, понадобятся новые меры и законы. Если эти меры приведут к резкому увеличению затрат со стороны государства, рейтинговые агентства получат отличный повод для снижения рейтинга России: именно большой объем резервов позволял стране ранее иметь относительно высокий рейтинг.
Выводы Fitch о состоянии российской экономики нельзя назвать новыми или неожиданными. Подтверждением тому может служить и российский фондовый рынок, который никак не отреагировал на ухудшение прогноза. В начале торговой сессии 10 ноября инвесторы не только не спешили продавать акции, но и, наоборот, стремились их купить. За первые часы торгов индекс РТС поднялся более чем на девять процентов, а ММВБ – более чем на восемь процентов. Обычно в случае снижения прогноза по рейтингу биржевые показатели падают.
Можно предположить, что гораздо существеннее окажется не ухудшение прогноза, а снижение самого рейтинга. Ведь в таком случае рейтинговые агентства признают, что процесс усиления российской экономики, продолжавшийся почти беспрерывно с 1999 года, себя исчерпал.
Рейтинг России – не единственный из тех, которые оказались под пересмотром в условиях мирового финансового кризиса. Только 10 ноября Fitch ухудшило прогноз по рейтингам семи стран и снизило – четырех, в том числе и Казахстана. От кризиса, судя по данным Fitch, не спастись ни в одном уголке мира – вместе с Россией под пересмотр попали рейтинги Южной Кореи, Мексики и Южной Африки.
В течение октября другие рейтинговые агентства понижали рейтинги соседних с Россией стран с завидной регулярностью. В частности, "под раздачу" попали Украина, Эстония, Латвия и Литва. Эти страны считаются наиболее пострадавшими от кризиса среди государств, ранее входивших в состав Советского Союза. На Украине ситуация оказалась настолько сложной, что ей потребовался многомиллиардный кредит от МВФ. Литве, Латвии и Эстонии немного полегче – в случае чего они могут рассчитывать на помощь Евросоюза.
Любопытно, что международные агентства снижают кредитные рейтинги развивающихся стран, хотя кризис начался не в них, а в развитых странах, прежде всего в США. Кредитный рейтинг этой страны по-прежнему находится на высшем уровне, даже несмотря на многочисленные банкротства банков и огромный дефицит бюджета. Такое снижение означало бы признание краха всей финансовой системы мира, которая опирается на экономику Соединенных Штатов едва ли не как на единственный ориентир. Поэтому снижения рейтинга США, если в ближайшее время не случится чего-то экстраординарного, ждать не стоит. А вот Россия может опуститься на одну ступень кредитного рейтинга уже в самое ближайшее время.