Экономика
19:21, 12 ноября 2008

Центробанк вступил в кризис Монетарные власти России приступили к планомерной девальвации рубля

В течение 11 ноября Центробанк России предпринял сразу две меры, по которым обычно можно судить о монетарной политике страны в условиях кризиса: снизил курс рубля и повысил ставку рефинансирования. Парадоксальным образом новые инициативы ЦБ только запутали и без того сложную ситуацию на денежном рынке страны.

Рубль продавлен

Согласно официальным курсам, установленным на 12 ноября, доллар в России стоит 27,34 рубля, а евро – 34,8 рубля. За день американская валюта подорожала более чем на 37 копеек, а европейская – более чем на 23 копейки. Это означает, что бивалютная корзина (0,55 доллара и 0,45 евро) подорожала до 30,7 рубля, хотя ранее Центробанк специально сдерживал ее рост в рамках 30,4 рубля.

Позднее Центробанк объяснил, что расширил границы валютного коридора на 30 копеек в обе стороны. Инвесторам сразу же вспомнились рыночные слухи приблизительно месячной давности о том, что доллар в ближайшее время будет стоить 40 рублей. И хотя эти слухи по-прежнему остаются слухами, постепенная девальвация рубля все же началась.

Напомним, что и Центробанк, и Минфин в течение октября старательно опровергали информацию о возможной девальвации. Они объясняли, что курс доллара растет не только в России, но и на мировом рынке, поэтому ЦБ и вынужден повышать стоимость американской валюты. Тем не менее, инвесторы не слишком охотно верили чиновникам. Во всяком случае, снижение международных резервов России продолжилось – за последний месяц они сократились на 71 миллиард долларов.

Именно международные резервы ЦБ тратит на открытом рынке для поддержания курса рубля. Например, если спрос на доллары на ММВБ резко увеличивается, монетарные власти продают валюту, наполняя рынок свободными средствами. Сколько именно потратил ЦБ на такие операции, неизвестно, ведь международные резервы идут не только на спасение рубля от снижения и, кроме того, пересчитываются в зависимости от курса доллара на мировом рынке.

В середине ноября в Центробанке начали говорить о том, что могут начать постепенно ослаблять рубль. "Не исключаю появления более гибкого валютного курса рубля с тенденцией - подчеркиваю: в нынешних условиях - к большему его ослаблению к иностранным валютам", - заявил глава Центробанка Сергей Игнатьев 10 ноября (цитата по РИА Новости). И уже 11 ноября валютный коридор был расширен.

Новая мера ЦБ может означать, что монетарным властям России надоело сдерживать падение курса рубля. У постепенного понижения курса национальной валюты есть достаточно много влиятельных сторонников, ведь слабый рубль приведет прежде всего к увеличению выручки экспортеров.

Однако если бизнесу новая инициатива Центробанка может понравиться, то вот обычные россияне вряд ли почувствуют от нее хоть какую-то выгоду. Главный же недостаток снижения курса в том, что доверие к Центробанку в значительной степени подорвано: в течение нескольких недель он обещал, что девальвации не будет, однако затем опустил курс российской валюты. В таком случае поручиться за то, что рубль не будет дешеветь и далее, не может никто. Так что, скорее всего, новая мера ЦБ приведет к тому, что россияне станут все больше сбережений переводить в доллары и евро.

Ставка растет

После объявления о расширении валютного коридора Центробанк объявил об увеличении ставки рефинанcирования на один процентный пункт до 12 процентов годовых. Эта мера властей вызвала едва ли не единодушное непонимание участников рынка: ранее шаги правительства и Минфина были направлены на то, чтобы сделать кредиты как можно доступнее.

Сергей Игнатьев. Кадр "Первого канала"
Lenta.ru

Повышение ставки рефинансирования означает прямо противоположное – теперь банкам кредиты будут обходиться дороже. В частности, представители Агентства по страхованию вкладов уже заявили, что могут поднять ставки по кредитам, которые оно выдает банкам для оказания помощи финансовым организациям, оказавшимся на грани банкротства.

В самом Центробанке утверждают, что и снижение курса рубля и повышение ставки необходимо для того, чтобы сдержать отток капитала из России. К октябрю 2008 года отток принял действительно устрашающие объемы – по словам Сергея Игнатьева, за месяц инвесторы вывели из страны около 50 миллиардов долларов. За август-сентябрь отток составил еще 33 миллиарда долларов.

Кроме того, повышение ставки традиционно является шагом для снижения темпов роста цен, ведь если банкам становится сложнее получать кредиты, они меньше денег выдают бизнесу, а тот, соответственно, получает меньше средств для расходов. С ЦБ не поспоришь – инфляция в России уже составила 11,8 процента, а по итогам года вырастет до 13-14 процентов, не уложившись ни в какие прогнозы.

Однако в течение последних месяцев правительство давало понять, что гораздо важнее для него в условиях кризиса наполнить экономику деньгами, чтобы не помешать темпам роста ВВП. Для этого, в частности, были придуманы беззалоговые аукционы, депозитные аукционы Минфина, выделение 50 миллиардов долларов компаниям для рефинансирования кредитов через ВЭБ и многие другие меры.

Новая мера Центробанка не только противоречит предыдущим инициативам, но и общепринятой мировой практике: монетарные власти всего мира в течение осени активно снижали, а не повышали базовые ставки. Да и в России логичней было бы провести эту операцию в то время, когда страна уже начнет выходить из кризиса, а государственные средства дойдут до пострадавших компаний. Пока же неизвестно, прошел пик кризиса или еще нет: фондовый рынок продолжает все так же трясти, компании по-прежнему заявляют о сокращении производства и увольнениях, а банки просят государственной поддержки.

< Назад в рубрику