Правительство Перу решило начать процесс против американского Йельского университета, в музее которого хранятся реликвии, вывезенные из развалин инкского города Мачу-Пикчу почти век назад. По предыдущей договоренности между Перу и университетом, на родину должны были вернуться около 5000 из предполагаемых 45000 предметов.
В 1911 году Хайрем Бингем, американский археолог, который, как считается, стал одним из прототипов Индианы Джонса, в труднодоступном горном районе Перу первым из белых людей обнаружил остатки древнего города инков, предположительно датируемого XV веком. Бингем назвал его "Мачу-Пикчу", что означает "Старая Гора" на языке кечуа, бывшего в свое время официальным языком империи инков. По легенде, дорогу к самому городу Бингему показал местный мальчик за монету в один соль — около 30 центов.
Найденные за несколько экспедиций в Мачу-Пикчу произведения искусства инков были вывезены в США, где их разместили в музее Йельского университета. Когда первая экспедиция Бингема вела раскопки на территории Мачу-Пикчу, эта местность не считалась памятником культуры, а по действовавшим в 1912 году перуанским законам все обнаруженные во время подобных раскопок предметы считались собственностью тех, кто их нашел. Раскопки были одобрены перуанским правительством, и по заключенному с ним соглашению американский археолог обязался после изучения предметов вернуть в страну из всего найденного только уникальные и дублирующиеся артефакты. Основную часть вывезенных предметов составили изделия из керамики и костей животных.
К тому времени, когда Бингем вернулся в окрестности Мачу-Пикчу со своей второй экспедицией в 1914 году, закон о принадлежности найденных культурных ценностей изменился. По новому закону нашедший ценности мог взять их с собой только на небольшой период времени. Возврату найденных в ходе второй экспедиции предметов — изделий из керамики, серебряных статуэток, золотых украшений — помешала Первая мировая война. Однако вскоре после ее окончания предметы вернулись на родину.
Хайрем Бингем по итогам своих экспедиций написал три книги - "Земля инков" (1922), "Мачу-Пикчу" (1930) и "Затерянный город инков" (1948). Книги вызвали сильнейший интерес как к Мачу-Пикчу, так и к древним культурам Южной Америки вообще, и способствовали популяризации изучения этих культур. В 1948 году перуанское правительство пригласило археолога на торжественное открытие дороги до окрестностей Мачу-Пику, которую назвали в его честь - "Шоссе Хайрема Бингема" (Hiram Bingham Highway).
Коллекция Бингема долгие годы остается предметом тщательного исследования для студентов Йельского университета и ученых со всего мира.
Однако в 2000-е годы правительство Перу решило потребовать назад предметы, найденные во время первой экспедиции американского археолога. Такое решение правительства объясняется желанием собрать все предметы из Мачу-Пикчу и его окрестностей в одном месте — в еще не построенном музее в городе Куско, находящемся недалеко от Мачу-Пикчу. Создание музея планируется завершить в 2011 году — к столетию со дня открытия Мачу-Пикчу миру.
Йельский университет согласился на возвращение 5000 предметов из своей коллекции, а также предложил проводить регулярные выставки в городах Перу. Однако этот вариант, в конце концов, не удовлетворил перуанское правительство, по предположениям которого в коллекции университета находится около 45000 предметов искусства инков. В настоящее время правительство Перу планирует подать в суд на Йельский университет.
Вопрос о легитимности университетской коллекции уже давно вызывает ожесточенные споры. В 1981 году между Перу и США было заключено соглашение о возврате культурных ценностей Перу, оказавшихся на территории Соединенных Штатов. Но это соглашение распространялось только на предметы, оказавшиеся в США после заключения соглашения. Таким образом, коллекция Хайрема Бингема не является незаконно вывезенной. К тому же, ее вывоз в свое время был также осуществлен в рамках закона, действовавшего в Перу в начале XX века. Естественно, такое положение не может понравиться перуанцам, гордящимся своей древней культурой.
Возникают два вопроса: справедливо ли требовать через суд законно приобретенные ценности и справедливо ли не отдавать культурные ценности другого народа? И первый, и второй — вопросы морали, и каждой из сторон придется отвечать на них. Кто сможет достойно выйти из этой ситуации покажет только время.