Вскоре после победы Барака Обамы на президентских выборах в США власти карибского островного государства Антигуа и Барбуда предложили переименовать в честь чернокожего американца свою самую высокую гору. И это - лишь один из многочисленных знаков почтения, которые оказывают Обаме в разных уголках планеты. За всеми этим знаками уследить просто невозможно, но о некоторых из них мы расскажем.
На свой лад отпраздновали победу Обамы американские ученые. Они изготовили портреты триумфатора из углеродных нанотрубок: площадь каждого такого изображения составляет менее половины квадратного миллиметра. Разительно контрастирует с этим огромный портрет, который появился накануне выборов на пляже Барселоны.
C воздуха видно, что Обама, обернувшись через левое плечо, взирает на Средиземное море. Габариты картины - 139 метров в высоту и 83 в ширину. Художник Хорхе Родригес-Герада (Jorge Rodriguez-Gerada) изобразил лицо сенатора-демократа на песке с помощью щебня и грунта: в общей сложности, в дело пошло 500 тонн материала. И материал, и бульдозеры, и оплата труда рабочих - на все это Родригес-Герада собрал пожертвования. Со своей стороны, барселонские власти ради гигантского проекта временно закрыли часть пляжа для купающихся.
Как оказалось, изобразить какое-нибудь огромное лицо на средиземноморском пляже художник хотел давно, но в какой-то момент отложил затею. Озарение пришло позже, когда Родригес-Герада, уроженец Кубы и гражданин США, осознал, кто именно должен украсить пляж: "Все создают произведения об Обаме. Я говорил с женой о международном значении этих выборов, и тут все встало на свои места", - пояснил художник.
Можно верить в планетарную важность выборов, о которой говорит Родригес-Герада, можно не верить, но налицо исторически беспрецедентный факт: пост американского президента завоевал чернокожий кандидат. Именно на это с воодушевлением обратили внимание жители Фарж - деревушки во Французских Альпах, расположенной недалеко от границы со Швейцарией. Муниципальный совет Фарж постановил назвать в честь победителя выборов площадь. "Мы хотели приветствовать избрание черного кандидата на пост президента Соединенных Штатов", - пояснил местный мэр, который считает принятое решение "актом антирасизма".
Разумеется, победу Обамы восприняли близко к сердцу на земле его предков - в Африке: там надеются, что Обама, неустанно обещавший своим сторонникам перемены, сможет эти перемены принести и на страдающий от бедности и голода Черный континент. В Кении ликование было особенно велико, что неудивительно, ведь именно из этой страны родом покойный отец Обамы, и там, в деревне Когело, живут его родственники.
Президент Кении Мваи Кибаки (Mwai Kibaki) объявил по случаю победы Обамы общенациональный выходной день. Кроме того, в Момбасе, втором по величине городе страны, именем Обамы будет названа центральная улица. Мэр Ахмед Модхар (Ahmed Mohdhar) буквально выразил мнение народа: "Необходимо отметить стремление Обамы принести изменения не только Соединенным Штатам, но и всему миру". Кенийцы настолько воодушевились, что после выборов на свет появились многочисленные Бараки и Мишель: родители называли новорожденных младенцев в честь избранного президента и его супруги.
ФотогалереяСотворили Кумира
Само собой, знаки внимания оказывают избранному президенту и на родине - в США. Экспозиция, посвященная его судьбоносной борьбы за Белый дом, пополнит Национальный музей афроамериканской истории и культуры, который Смитсоновский институт планирует открыть в Вашингтоне к 2015 году. В экспозицию включат мебель, книги, карты и прочие предметы из офиса кампании, который работал в вирджинском городе Фоллс-Черч. Кроме того, планируется выставить вещи из другого офиса в штате Колорадо, а также центрального штаба в Чикаго: таким образом, будет отображен общенациональный размах кампании.
Родня избранного президента США в Когело вышла на празднование с радостными криками: "Мы идем в Белый дом, мы идем в Белый дом!" Слава Обамы озарила его родственников по всему миру, благо родственников хватает: у кенийца Барака Обамы-старшего жена была не одна и даже не две. К примеру, Марк Ндесанджо (Mark Ndesandjo), сводный брат будущего хозяина Белого дома, много лет живет в Китае. В городе Шэньчжэнь (провинция Гуандун) у него доля в сети ресторанов, где подают жареное мясо, а ведь когда-то Марк изучал физику в Стэнфорде. Впрочем, теперь посетители приходят не столько есть, сколько поглядеть на родственника Обамы.
Часть известности перепала даже тем, чье родство с Обамой кажется более чем сомнительным. К примеру, нашлись родичи у избранного президента США и на севере Израиля, в Галилее. Если верить Абдулу Рахману шейху Абдулле (Abdul Rahman Sheikh Abdullah) из деревни Бир аль-Максур, в родстве с избранным президентом США состоят примерно 8 тысяч местных бедуинов, чему есть документальное подтверждение, которого, правда, пока никто не видел. Первой родственника в Обаме признала престарелая матушка шейха: случайно увидев Барака по телевизору, она заметила, что сенатор уж больно похож на одного трудового мигранта из Африки, в 30-е годы работавшего в Британской Палестине.
С этим мигрантом якобы состоит в родстве кенийская бабушка Обамы Сара, о которой сейчас часто упоминают СМИ. Африканец в Палестине обжился и создал с местной девушкой семью, но потом вроде бы сбежал на родину. Однако генетический след после себя оставил, и вот, спустя каких-нибудь семьдесят лет, у Обамы есть многотысячная бедуинская родня. Документы и фотографии, подтверждающие достоверность этой истории, будут опубликованы лишь после того, как шейх Абдулла лично покажет их вашингтонском сородичу: ничего не поделаешь, такова воля матери. Пока же местные жители приходят выразить шейху почтение и именуют его "бедуинским Обамой". И разумеется, у бедуинов уже родились мальчики, которых нарекли Обамами.
Понятно, что всемирная "обамомания" у разных наблюдателей вызывает всю гамму чувств: радость, умиление, равнодушие или неприязнь, о едином мнении речи нет. Но вот что бросается в глаза, так это риск, на который отважно идут некоторые "обамоманы": никто ведь не знает, каким на самом деле президентом станет всеобщий любимец. Вдруг он начнет очередную войну - демократы, вопреки любым возможным иллюзиям, умеют это не хуже республиканцев - или любым другим способом не угодит своим поклонникам? Что ж, в крайнем случае горы и детей можно переименовать.