Когда сотрудники студии Digital Illusions, также известной как EA DICE, брались за разработку новой игры Mirror's Edge, они рассчитывали создать нечто необычное, возможно даже революционное. Взяв за основу обычный шутер с видом от первого лица, они решили поставить геймера в такие условия, в которых ему было бы просто невыгодно вступать в перестрелки с врагами. Вместо этого они предложили убегать, почувствовать себя в шкуре зверя, на которого идет постоянная охота. Мы попытались понять, смогли ли создатели сериала Battlefield справиться с поставленной задачей.
Для начала стоит в двух словах сказать о том, что же в конечном итоге представляет собой Mirror's Edge. Это игра, в которой геймеры путешествуют по различным локациям, преодолевают всевозможные препятствия, совершают головокружительные трюки и пытаются оторваться от возникающих практически из ниоткуда преследователей. Если в двух словах - то просто симулятор паркура с возможностью устраивать непродолжительные перестрелки. Нельзя сказать, что это свежая концепция, ведь подобные действия геймерам приходилось выполнять уже неоднократно. Достаточно вспомнить прошлогоднюю Assassin's Creed или Prince of Persia. Однако у Mirror's Edge все же есть одно очень важное отличие - вся эта акробатика выполняется с видом от первого лица.
Действие новой игры разворачивается в вымышленном мегаполисе. По прогнозам разработчиков, в не таком уж далеком будущем вся жизнь обычных законопослушных граждан будет под контролем тоталитарного правительства. Чтобы передавать конфиденциальную информацию или секретные документы, люди начали использовать так называемых "бегунов" - специалистов, которые могут выполнить эту не совсем законную работу, не задавая лишних вопросов. Они стремительно перемещаются по городу от одного контрольного пункта до другого, передавая друг другу ценные пакеты, и в большинстве случаев остаются незамеченными. Роль главной героини Mirror's Edge досталась девушке по имени Фэйт (Faith), которая тоже является бегуном.
Однако это не значит, что на протяжении всей игры геймерам предстоит заниматься рутинной доставкой сообщений. У Фэйт задача поважнее - спасти свою единственную сестру, которая служит в полиции. Обстоятельства складываются таким образом, что ее обвиняют в убийстве, которого она, как водится, не совершала. Причем убит не кто-нибудь, а видный политический деятель, у которого были все шансы изменить жизнь в этом насквозь прогнившем городке в лучшую сторону. Чтобы справиться с поставленной задачей, Фэйт придется провести собственное расследование, раскрыть традиционный в таких случаях заговор, и, естественно, сильно потрепать нервы местным служителям правопорядка.
Стоит отметить, что мегаполис в Mirror's Edge со всеми его стерильными стеклянно-бетонными небоскребами и омерзительно чистыми улицами вышел просто замечательным. Необычный визуальный стиль (объяснять нет смысла - лучше посмотреть на скриншоты и трейлеры) позволил разработчикам превратить душный город в яркую картонную декорацию, за которой скрывается все то, что не должны видеть обычные жители. От этого пребывания под вечно палящим солнцем становится немного неуютно - этого, по всей видимости, и хотели добиться разработчики. Свой вклад в создание правильной атмосферы сделало и звуковое сопровождение. Все, начиная от всевозможных эффектов (учащенное дыхание главной героини или звук шагов) и заканчивая разнообразной музыкой, которая включается именно в те моменты, в которые нужно, выполнено на достойном уровне.
Городу ощутимо не хватает жизни - если посмотреть вниз с какой-нибудь крыши, то можно увидеть носящиеся по улицам автомобили и праздно шатающихся жителей, однако стоит спуститься вниз, и никого, кроме вездесущих крыс и не менее вездесущей полиции найти уже невозможно. Честно говоря, не совсем понятно, стоит ли это отнести к минусам, или записать в плюсы. Пожалуй, стоит остановиться на втором варианте, как на еще одном способе создать гнетущую атмосферу в пестром мирке.
Можно было бы сказать, что геймер начинает буквально жить в этом мегаполисе, однако этому мешают некоторые недочеты, подпортившие общее впечатление от происходящего на экране. Видимо, разработчики надеялись, что большую часть времени игроки будут быстро бегать по локациям, а значит, попросту не успеют заметить размазанные кое-где текстуры. То же касается и врагов, чью анимацию нельзя назвать эталонной, но которых, как правило, некогда разглядывать. Можно еще предъявить претензии к сюжетным роликам, которые демонстрируются между уровнями. Заставки не выбиваются из общего визуального стиля, хотя на наш придирчивый взгляд, анимировать их можно было бы и получше.
Get the Flash Player to see this player.
Несмотря на все это в первые полчаса от Mirror's Edge просто невозможно оторваться. Перед игроком лежит целый город, эдакая большая игровая площадка, по которой можно побегать в свое удовольствие. Фэйт может преодолевать не слишком высокие препятствия (например, забор чуть выше человеческого роста), ползать по вентиляционным трубам, бегать по стенам и совершать прыжки, отталкиваясь от них. Конкретного пути, по которому должен двигаться игрок, нет, и голова начинает кружиться от открывающихся возможностей. Однако со временем начинаешь понимать, что вся эта свобода - не совсем настоящая. Хитрым разработчикам ничего не стоит развесить повсюду колючую проволоку или расставить на крышах заборы под напряжением. Не говоря уже о том, что во многих случаях преодолеть какое-нибудь препятствие можно лишь одним единственным способом.
Тут, к слову, кроется еще один недостаток. Прежде чем игрок поймет, как устроена конкретная локация и куда именно нужно бежать, он не раз сорвется с какого-нибудь высоченного небоскреба. В результате, не получается пронестись по уровню так, чтобы был слышен только свистящий в ушах ветер, а ведь именно это привлекало внимание геймеров тогда, когда Mirror's Edge еще только находилась в разработке. То есть вся атмосфера, созданная благодаря графике, звукам и, чего уж там, сюжетной линии, после десятого неудачного прыжка разбивается вдребезги о виртуальный асфальт вместе с самой Фэйт.
Бесшовному геймплею мешают и регулярно встречающиеся на пути враги. Точнее, боевая система, которая не позволяет грамотно с ними расправиться. Надо заметить, что в арсенале главной героини есть несколько весьма эффектных приемчиков, с помощью которых можно не только нокаутировать врагов, но и заполучить их оружие. В определенные моменты можно даже включить замедление времени, что еще больше упростит задачу. Однако все это действует только в том случае, если противник один. Достаточно появиться двум или, что совсем ужасно, трем полицейским, и шансы на победу начинают стремиться к нулю. А это значит, что небольшая стычка, которую при удачном стечении обстоятельств можно пройти секунд за тридцать-сорок, растягивается на десятки минут.
Тут, правда, стоит уточнить, что мы пытались пройти Mirror's Edge так, как советуют разработчики - то есть, вообще не применяя огнестрельное оружие. Если палить во все стороны из пистолетов, автоматов и снайперских винтовок, то задача существенно упрощается, однако в этом есть что-то нечестное. В конце концов, разработчики создавали не шутер, а, так сказать, платформер с элементами экшна. Да и сама Фэйт - не киллер, а всего лишь курьер.
Не стоит никого обманывать - Mirror's Edge не удалось завоевать титул идеального симулятора паркура. Чтобы бегать так, как в рекламных видеороликах, предстоит долго и упорно тренироваться, запоминать архитектуру уровней и расположение врагов на локациях. С другой стороны, разве кто-то обещал, что будет легко? Ведь геймеры сами жаловались, что прыгать в той же Assassin's Creed, используя одну кнопку, чересчур скучно. Пожалуйста - получите усложненный вариант.
Ко всему прочему, ощущения, которые испытываешь от первых пробежек на головокружительной высоте, стоят того, чтобы хотя бы раз попробовать Mirror's Edge. В конце концов, игра не такая уж и длинная - если постараться, то ее можно пройти за один вечер. Ну, в крайнем случае, за два. Этого времени должно хватить, чтобы принять окончательное решение - начинает ли мутить игрока при одном лишь виде Mirror's Edge, или она нравится ему окончательно и бесповоротно.
Максим Мишин