После того как в конце ноября президент Украины Виктор Ющенко выступил с заявлением о причастности некоторых депутатов Верховной Рады к действиям организованных преступных группировок, в стране обострилось противоборство между членами оппозиционных партий и спецслужбами, которых традиционно считают подконтрольными секретариату президента.
20 ноября Генеральная прокуратура Украины возбудила уголовное дело в отношении Москаля, обвинив его в коррупции и злоупотреблении служебными полномочиями на посту председателя Государственного комитета Украины по делам национальностей и миграции в 2004 году. До этого в октябре 2008 года прокуратура Киева отказалась возбудить дело из-за отсутствия состава преступления.
Москаль поспешил ответить на вызов СБУ. Вскоре после того, как и.о. главы украинских спецслужб озвучил обвинения в адрес депутата, Геннадий Москаль подал иск о защите чести и достоинства в Шевченковский районный суд Киева. Он потребовал обязать Наливайченко и его заместителя Тиберия Дурдинца возместить ему моральный ущерб в размере 550 тысяч гривен (около 95 тысяч долларов).
Однако не этот иск должен был стать главным оружием Москаля в его борьбе с СБУ. 24 ноября депутат обратился в окружной административный суд Киева с просьбой признать недействительными все документы, подписанные Наливайченко за последние 22 месяца.
Москаль ссылается на украинский закон, согласно которому человек, назначенный временно исполнять обязанности какого-либо должностного лица, может осуществлять возложенные на него полномочия не более месяца. Чтобы Наливайченко мог оставаться во главе спецслужб, президент Виктор Ющенко должен был подписывать соответствующие указы уже 22 раза, по истечению каждого месячного срока. Однако поскольку таких указов не было, Москаль считает, что Наливайченко утратил право исполнять обязанности председателя СБУ уже через месяц после назначения - 22 января 2006 года.
Однако в СБУ уверяют, что Наливайченко руководит Службой на законных основаниях. Заместитель председателя СБУ Николай Герасименко заявил, что действие закона, на который ссылается Москаль, не распространяется на те случаи, когда исполняющего обязанности самостоятельно назначает предыдущий обладатель должности. Он напомнил, что перед тем, как перейти на работу в СНБО, Игорь Дрижчаный ушел в отпуск и назначил Валентина Наливайченко исполнять обязанности председателя. По мнению Герасименко, это является основанием для того, чтобы Наливайченко мог продолжать свои обязанности и без президентских указов по продлению его полномочий.
Кроме того, представители спецслужбы ссылаются на закон "Об уставе внутренней службы вооруженных сил Украины". Он разрешает командиру, который не может по уважительным причинам исполнять своих обязанностей, назначать для этого одного из своих заместителей на неограниченный срок.
Геннадий Москаль не скрывает, что его иск стал контратакой против Наливайченко, обвинившего депутата в коррупции. Он заявил, что не стал бы искать поводы для смещения Наливайченко с должности, если бы тот "меньше влезал в политические разборки, участвуя в них на стороне секретариата президента, а находился бы в тени, как и положено руководителю спецслужбы".
Ранее Геннадий Москаль, кстати, некогда бывший верным сторонником президента страны, заявлял о том, что СБУ ведет за ним круглосуточную слежку. "Я неоднократно замечал, что за моей машиной едет целый комплекс с "тарелкой" для прослушивания" - цитирует высказывание Москаля сайт proUA.com. По мнению депутата, СБУ ведет слежку за всеми, кто связан с депутатом от блока НУНС Давидом Жванией. Жванию, рассорившегося с Виктором Ющенко, прокуратура весной 2008 года обвинила в незаконном получении украинского гражданства. Позднее его вызвали на допрос по делу об отравлении Ющенко.
Однако сам депутат Рады заявил, что вообще не слышал о существовании такого банка. Арутюнов предположил, что тот, кто оформил акции банка на него, подделал его подпись, разузнав его паспортные данные и идентификационный код. Как сообщают "Экономические известия", в "Финансовом Союз Банке" также подтвердили, что среди его акционеров нет ни Арутюнова, ни афиллированных с ним структур.
Арутюнов выразил уверенность в том, что его невиновность абсолютно очевидна. Он даже высказал предположение, что подчиненные Валентина Наливайченко просто "подставили" его, убедив в наличии компромата на депутата-бютовца. Тем не менее, Арутюнов подал на Наливайченко в суд, а также подал в СБУ запрос о расследовании собственной деятельности. По мнению депутата, такое расследование установит его абсолютную чистоту перед законом.
Это не первое дело, по которому народные депутаты от Блока Юлии Тимошенко пытались засудить СБУ. Так, депутат Святослав Олийнык ранее обратился в Генеральную прокуратуру с требованием расследовать возможную причастность должностных лиц Службы безопасности к снабжению оружием украинских бандитских группировок.
Олийнык рассказал, что милиция Днепропетровской области раскрыла факт продажи бандитам оружия из Полтавского учебного полигона специального антитеррористического подразделения СБУ "Альфа". По его словам, оружия было продано так много, что им снабжались бандиты не только на территории Днепропетровской области, но и на всей территории Украины. Кроме того, отдельные партии "товара" якобы готовились к вывозу за границу.
При этом, по словам Олийныка, Валентин Наливайченко и начальник управления СБУ в Днепропетровской области Владимир Верхогляд всячески препятствовали проведению расследования по этому уголовному делу, в том числе используя свои служебные полномочия. Так, Олийнык утверждает, что глава полигона был освобожден из-под стражи по указанию Наливайченко. В связи с этим депутат направил обращение не только в Генпрокуратуру, но и президенту Ющенко.
СБУ сразу отвергла обвинения, выдвинутые Олийныком. В ведомстве Наливайченко заявили, что по факту передачи патронов сотрудником СБУ другому лицу было немедленно возбуждено уголовное дело. Следствие установило, что боеприпасы являются патронами уменьшенной силы для охотничьего оружия, а их маркировка не совпадает с маркировкой патронов, которые используются на учебном полигоне СБУ.
Олийнык сдаваться не собирается. В интервью сайту "Обком" депутат заявил, что намерение БЮТ посадить Наливайченко в тюрьму - дело "даже более важное и перспективное, чем иски". "Если мы сможем инициировать по Наливайченко хотя бы два уголовных дела, тогда, к моменту бесславного завершения его карьеры (а это, я думаю, произойдет в течение полугода), он почетно переместится из кабинета сразу в СИЗО" - считает Олийнык.