Сразу после того, как стало известно о выделении Внешэкономбанку 50 миллиардов долларов государственных средств для рефинансирования долгов частных компаний, банкиры предупредили, что денег хватит не всем. За первые недели ВЭБ одобрил выдачу нескольких кредитов и забраковал одну заявку. По каким принципам идет отбор, пока не совсем ясно.
К октябрю-ноябрю 2008 года российские власти определились с тем, каким образом спасать отечественные компании от финансового кризиса. Ответственным за "санацию" банков было назначено Агентство по страхованию вкладов, которое вместе с Центробанком судит, каким кредитным организациям помогать, а у каких отзывать лицензии. Внешэкономбанк, в свою очередь, получил право выдавать кредиты компаниям для того, чтобы они могли заплатить по ранее полученным займам от зарубежных банков.
Сказать, что правила помощи отечественным банкам целиком понятны, а действия Агентства по страхованию вкладов полностью предсказуемы, пока нельзя. Тем не менее, общие критерии все же ясны – если попавший в беду банк не является крупным, его банкротство не приведет к панике большого числа вкладчиков, а инвестора, желающего купить организацию нет, это означает, что, скорее всего, у него будет отозвана лицензия. Так уже случилось с целым рядом банков, в том числе "Сочи", "Сибконтактом", "Лефко-банком" и другими.
В случае с выделением кредитов компаниям Внешэкономбанком все выглядит гораздо более запутанным. После заявлений Владимира Путина о том, что государственные средства получат только крупные компании, работающие в реальном секторе экономики, никаких более подробных разъяснений не последовало. В ВЭБе до поры до времени не хотят делиться информацией о своих решениях и поступивших заявках со СМИ. Из-за этого деловая пресса, пытающаяся разузнать об условиях кредитов, все чаще ссылается на анонимные источники, а не на официальных представителей банка.
Пока в ВЭБе подтвердили выделение лишь нескольких кредитов. Так, 4,5 миллиарда долларов государственных средств получил "Русал" Олега Дерипаски, еще в 2007 году заявившего, что готов, в случае надобности, все свои активы отдать государству. Другой кредит – на два миллиарда долларов - получила "Альфа-групп", которая принадлежит одному из самых богатых людей в России – Михаилу Фридману. В прессе также сообщалось, что приблизительно на 800 миллионов долларов может рассчитывать и государственная "Роснефть".
При этом в самом Внешэкономбанке не указывалось, на каких условиях получили кредиты данные компании. Известно только лишь, что "Русал" заложил государству блокпакет акций "Норильского никеля", а "Альфа-групп" – ценные бумаги "Вымпелкома" (торговая марка "Билайн").
21 ноября Внешэкономбанк рассматривал очередные заявки на получение кредита. Подробностей госкорпорация, как водится, не сообщила, указав только, что в общей сложности теперь одобрено выделение 10 миллиардов долларов государственных средств. Это означает, что за заседание 21 ноября ВЭБ согласился предоставить неназванным инвесторам около двух миллиардов долларов.
Как удалось узнать газете "Ведомости", большая часть денег досталась компании Evraz Group, совладельцем которой является Роман Абрамович. Один из крупнейших металлургических холдингов в стране просил у ВЭБа 1,8 миллиарда долларов и, по уверениям источников издания, столько же и получит. Куда ушли еще приблизительно 200 миллионов долларов, не знает даже деловая пресса.
Если "Ведомостям" удалось узнать, кто получит средства государства, то "Коммерсант" 24 ноября написал о том, что выделение одного кредита во Внешэкономбанке не одобрили. Первый "неуд" банкиры поставили заявке владельца "Седьмого континента" Александра Занадворова.
Капитализация сети супермаркетов на российских биржах с начала сентября снизилась почти в три раза и составляет на РТС 750 миллионов долларов. Резкое падение стоимости акций компании привело к тому, что Deutsche Bank, в котором заложены более 74 процентов акций "Седьмого континента", уже потребовал дополнительное обеспечение по выданному сети кредиту в 560 миллионов долларов (так называемый margin-call).
Своих средств у "Седьмого континента" не нашлось, поэтому он и подал заявку во Внешэкономбанк. После отказа госкорпорации у сети осталось только два варианта спасения: либо "Седьмой континент" купит инвестор, который сможет заплатить Deutsche Bank, либо владельцам компании необходимо подавать во Внешэкономбанк очередную заявку.
Ни первый, ни второй вариант не кажутся обреченными на неудачу, ведь как только немецкий банк потребовал от "Седьмого континента" дополнительного обеспечения, на актив сразу же нашлись претенденты. В их числе "Коммерсант" называет в том числе и "Альфу-групп", уже получившую от ВЭБа поддержку.
Почему Evraz Group, "Альфа-групп" и "Русал" получили кредиты от государства, а "Седьмой континент" – нет? Для того, чтобы ответить на этот вопрос точно, не хватает открытой информации, ведь возможно, что в заявках компаний были значительные различия, и именно они не позволили одобрить кредит сети супермаркетов.
Если все же представить, что заявки компаний были приблизительно одинаковыми, получается, что Внешэкономбанк предпочитает выдавать кредиты только самым крупным производителям, работа которых сказывается на миллионах россиян. "Седьмой континент" под такое определение все же не подходит – сеть работает практически только в Москве и специализируется на продаже достаточно дорогих товаров.