Мир
22:00, 26 ноября 2008

Ледяная независимость Гренландцы проголосовали за расширение автономии от Дании

25 ноября в Гренландии прошел референдум по вопросу о расширении автономии от Дании. В голосовании приняли участие 39 тысяч гренландцев: 72 процента 57-тысячного населения острова. Большинство - 75,54 процента - высказались за расширение самоуправления, против проголосовали 23,57 процента. Многими в Гренландии произошедшее расценивается как еще один шаг к обретению полной независимости. Тем не менее будущая политическая самостоятельность сопряжена со многими сложностями и едва ли достижима в ближайшее время, так как требует выполнения множества предварительных условий.

Референдум утвердил новый закон о самоуправлении, который был разработан совместной комиссией депутатов общенационального датского и местного гренландского парламентов - фолькетинга и ландстинга. Закон вступит в силу 21 июня 2009 года и заменит собой старый от 1979 года, который предоставлял бывшей датской провинции автономию, передавая часть административных функций местным органам власти. Этот день должен стать праздником, которого Гренландия еще не видела. Правительство премьера Ханса Эноксена (Hans Enoksen) уже выделило на торжества 1,5 миллиона датских крон (около 200 тысяч евро).

Новый закон значительно расширяет полномочия местных властей. Ранее они могли действовать независимо в 17 различных сферах управления, касающихся в основном социальной политики, здравоохранения, дошкольного и школьного образования. Теперь в их компетенции оказались еще 32 сферы управления. Прежде всего, местные гренландские власти получили контроль над судебной и пенитенциарной системами, а также над полицией. Ранее все они подчинялись правительству в Копенгагене. Кроме того, по новому закону, Гренландия получает право на получение доходов от ведущейся на острове добычи полезных ископаемых, прежде всего нефти.

Однако главными для гренландцев стали положения преамбулы нового соглашения между Гренландией и Данией, согласно которым гренландцы провозглашаются самостоятельным народом, имеющим, как и любой другой народ, право на национальное самоопределение и независимость, что в перспективе может означать создание собственного государства. Гренландский язык, на котором говорит большинство населения, принадлежащего к народу инуитов, официально становится государственным языком и вводится в делопроизводство. Наконец, правительство Гренландии получило право на самостоятельность в некоторых вопросах внешней политики.

Словом, правы те, кто рассматривает победу на референдуме как шаг в направлении к полной независимости. Однако, если это действительно возможно, то только в будущем. Пока что, Гренландия как была, так и осталась частью Дании, а ее жители - датскими гражданами. Получив право на доходы с добычи полезных ископаемых, местные власти не получили на них права собственности и не могут распоряжаться ими по своему единоличному усмотрению - продавать или передавать в аренду иностранным компаниям. Основные внешнеполитические вопросы, касающиеся национальной безопасности, остаются либо в ведении Дании, либо, если внешнеполитическая инициатива будет исходить от Гренландии, потребуют одобрения из Копенгагена.

В вопросе распределения доходов от нефтедобычи на шельфе тоже не все однозначно. Ежегодно Гренландии причитается 10 миллионов долларов, полученных от нефтепромыслов, а остальные доходы будут делиться пополам между Гренландией и Данией. В течение предстоящих пяти лет Гренландия и Дания будут совместно вести разработку полезных ископаемых. Потом Гренландия может и отказаться от сотрудничества с Данией, однако сделать это будет нелегко. Не исключено, что Дания сократит ежегодные субсидии Гренландии, составляющие 400-500 миллионов евро, или две трети бюджета автономии. Предполагается, что сокращение финансовой помощи с материка будет компенсироваться доходами от добычи полезных ископаемых.

Премьер-министр Гренландии Ханс Эноксен с семьей празднует победу на референдуме по расширению автономии. Фото (c)AFP
Lenta.ru

При этом нужно учитывать, что о полезных ископаемых в Гренландии гораздо больше говорят, чем занимаются их добычей. Бурение нефти в Гренландии началось еще в 1971 году, однако, как отмечает немецкая Die Welt, до сего дня нефтедобыча не принесла крупных доходов. Много говорилось и о неслыханных запасах природного газа, золота, цинка и других минералов. Надежды на начало масштабных разработок полезных ископаемых в находящейся за полярным кругом Гренландии подогрело (в переносном смысле) глобальное потепление, однако финансовый кризис 2008 года принес разочарование. Так, канадская горнодобывающая корпорация Quadra-Minig приостановила проект по строительству на востоке острова крупной молибденовой шахты. Ее примеру последовали и другие иностранные компании.

Сторонники скорейшей независимости Гренландии, рассматривающие полезные ископаемые как гарантию стабильных доходов будущего государства (ожидается что в будущем они достигнут 800 миллионов евро в год), в какой-то степени строят замок на песке или, с учетом местных особенностей, на вечной мерзлоте, хотя признать их точку зрения полностью несостоятельной тоже нельзя. Все неопределенно. Между тем финансовая помощь, ежегодно поступающая из Дании, вполне реальна и ощутима. Без нее будет, в частности, невозможно поддерживать функционирование 86 расположенных на острове школ, трех гимназий, детских садов и больниц. К этому надо прибавить совсем не безоблачную социальную обстановку в Гренландии.

Долгое время коренное население Гренландии - инуиты - сохраняли традиционную организацию, занимаясь охотой, однако после Второй мировой войны они были выдернуты из привычного образа жизни и одним махом перекинуты в индустриальное общество. Такой рывок не прошел бесследно. С одной стороны, качество жизни значительно повысилось, приблизившись к датским стандартам, с другой, быстрое кардинальное переустройство жизни привело к кризису национальной идентичности. Не все смогли приспособиться к новым условиям. Это привело к значительному росту преступности, которая остается одной из серьезных проблем Гренландии, и широкому распространению алкоголизма.

Согласно данным статистики, на каждого гренландца в год приходится 12 литров чистого спирта, что является весьма высоким показателем. Для сравнения, в США и Италии средний показатель составляет 8 литров в год на человека. Очень часты случаи изнасилований: около одной трети девушек в возрасте от 15 до 18 лет становятся жертвами насильников. В Гренландии высоко число самоубийств. Наконец, в стране площадью более двух миллионов квадратных километров (шесть Германий) с населением в 57 тысяч человек катастрофически не хватает рабочих рук и квалифицированных специалистов. Многие молодые люди получают образование за границей, а затем остаются там навсегда. Это приводит к тому, что уровень прироста населения последние годы составляет ноль процентов.

Таким образом, сокращение финансирования из Дании при том, что доходов от добычи полезных ископаемых пока недостаточно, может еще больше ухудшить социальную обстановку в стране. Форсированный переход к независимости чреват многими осложнениями: очевидна необходимость соразмерять стремления и возможности. Нужно также добавить, что обретение полной самостоятельности предполагает изменение политической структуры, перестройку государственного аппарата и новых подходов к формированию бюджета и обеспечению финансирования. По мнению некоторых наблюдателей, так называемый политический класс Гренландии еще недостаточно к этому готов и не слишком компетентен: гренландскому самоуправлению всего-то 28 лет.

И тем не менее вопрос о будущем Гренландии стоит так: созрела ли Гренландия для независимости, или пока лучше подождать. Это лишний раз указывает на то, что перспектива появления нового государства рассматривается как вполне реальная. Дания, по крайней мере, уже заявила, что готова предоставить гренландцам независимость, если они о таковой попросят. Вероятно, это все же произойдет. Главное только не спешить.

< Назад в рубрику