В Иране арестована очередная группа израильских шпионов. По мнению Тегерана, арестованные агенты "Моссада" работали на территории Ирана с целью выведать информацию о его ядерной программе и подготовить серию терактов. Последние аресты агентов "Моссада" происходят на фоне смены власти в США, и вполне вероятно, что Израилю не терпится разобраться с ядерными объектами Ирана до прихода в Вашингтон новой администрации.
Сообщения о раскрытии в Иране шпионской сети, связанной с израильской разведкой "Моссад", появились 24 ноября. Командующий элитным Корпусом стражей исламской революции Мохаммад Али Джаффари заявил, что израильские шпионы собирали информацию об иранской разведке и ядерной программе Тегерана.
Кроме того, у арестованных изъяли высокотехнологичное оборудование, которое, по данным Тегерана, закупалось на деньги "Моссада".
Информации о том, сколько человек были арестованы, до сих пор нет. Между тем Иран уже поспешил сообщить, что израильские агенты признались в подготовке убийств и взрывов. По данным Джаффари, тренировались они на территории Израиля.
Ждет ли арестованных шпионов участь 45-летнего продавца телекоммуникационного оборудования Али Аштари, которого в Тегеране сочли агентом "Моссада" и недавно повесили, пока не ясно. Аштари летом 2008 года также признался в сотрудничестве с израильской разведкой и сообщил, что представители "Моссада" оплатили ему покупку оборудования, которое затем предполагалось продать "особым клиентам" из числа высокопоставленных иранских военных.
По версии иранских спецслужб, с помощью этого оборудования "Моссад" планировал прослушивать военных. Однако конечной целью Израиля считается сбор информации об иранских ядерных разработках.
Иерусалим, естественно, отвергает эти обвинения. Однако то, что Иран чуть ли не ежемесячно отчитывается о поимке шпионов из Израиля, говорит о том, что "Моссад" не зря считается одной из самых активных спецслужб в мире.
Тегеран, со своей стороны, арестовывает всех, кто хоть как-то "запятнал" себя связями с Израилем. Так, в середине ноября по обвинению в шпионаже был арестован известный иранский блогер Хоссейн Деракшан. Долгое время он жил в Канаде и публиковал в интернете свои заметки, в которых пытался "очеловечить" образ Израиля в глазах своих соотечественников.
Он нередко критиковал иранское руководство, призывая к демократизации страны. Однако после второй поездки в Израиль в 2007 году Деракшан начал заявлять диаметрально противоположные вещи: он встал на сторону президента страны Махмуда Ахмадинеджада и пообещал, что если США начнут войну против Ирана, то он "прилетит домой и будет сражаться за свою страну".
Продемонстрировать свою доблесть Деракшану не дали. После возвращения на родину он почти сразу же попал под арест.
Однако и Израиль не брезгует ловлей иранских шпионов. В мае в аэропорту Бен-Гуриона (первый премьер Израиля Давид Бен-Гурион, кстати, и основал "Моссад") был задержан 55-летний гражданин Израиля иранского происхождения.
На допросе он сознался в том, что неоднократно посещал иранское консульство в Стамбуле и сообщал имена своих знакомых в израильских спецслужбах.
Ухудшение отношений Ирана и Израиля, которые, впрочем, никогда не отличались душевной теплотой, происходит в то же время, что и смена американской администрации. Безусловно, возможные корректировки внешней политики США беспокоят Иерусалим, который в последнее время все острее реагирует на попытки соседних государств создать ядерное оружие.
Так, исполняющая обязанности министра иностранных дел, которая, как ожидается, займет пост премьера, Ципи Ливни в начале ноября призвала избранного вице-президента США Джо Байдена сохранить жесткую политику в отношении Ирана. Еще раньше министр обороны Израиля Эхуд Барак просил Вашингтон не отказываться от возможности напасть на Иран, если Тегеран не свернет свою ядерную программу.
Барак также не исключил вероятности проведения военной операции против Ирана собственными силами.
Реакция новых хозяев Белого Дома пока остается невнятной. Избранный президент Барак Обама сразу же после избрания заявил, что не приемлет Иран с ядерным оружием. Однако никаких конкретных планов по поводу ядерной программы Тегерана, как, впрочем, и планов по сотрудничеству с Израилем, Обама не озвучил.
О том, что Израиль не будет ограничиваться призывами и дипломатическими нотами, Ахмадинеджаду может рассказать президент Сирии Башар Асад - его страна уже почувствовала на себе цену подозрений в разработке ядерного оружия. В сентябре 2007 года Израиль уничтожил некий секретный объект в Аль-Кибаре, который, по данным американских и израильских спецслужб, являлся ядерным реактором.
Иерусалим насторожило то, что фотографии этого объекта были очень похожи на снимки ядерного реактора в северокорейском Йонбэне. МАГАТЭ подтвердило опасения Израиля, найдя на месте разрушенного здания следы урана. Однако инспекторы агентства не стали утверждать, что этот объект являлся ядерным реактором.
Существовал ли у Дамаска реактор или это всего лишь та вода, на которую дует Израиль, - неизвестно. Однако можно предположить, что для обеспечения государственной безопасности Ципи Ливни продолжит политику - как в Сирии, так и в Иране, которую проводил ее предшественник Эхуд Ольмерт. Впрочем, и Ольмерт здесь не первопроходец - он всего лишь развил основы безопасности, заложенные в середине прошлого века Давидом Бен-Гурионом.