С 20 ноября, когда российский президент потребовал от "Газпрома" получить 2,4 миллиарда долга за поставки газа с Украины, ситуация с украинской задолженностью стала только запутаннее. Понять, кто, кому и за что должен заплатить на сей раз - практически невозможно. Позиция украинского премьер-министра Юлии Тимошенко, которая обвиняет во всех бедах Украины компанию RosUkrEnergo, также не помогает лучше разобраться в том, что происходит.
На прошлой неделе президент России Дмитрий Медведев поручил председателю правления "Газпрома" Алексею Миллеру взыскать долг за поставленный газ. Медведев говорил о госкомпании "Нафтогаз", которая фактически является украинским контрагентом "Газпрома".
Долг "Нафтогаза", по данным "Газпрома", формируется из 430 миллионов долларов за поставки топлива в сентябре, 800 миллионов - в октябре, текущей задолженности за поставки в ноябре на 840 миллионов долларов и штрафа за несвоевременную оплату в 340 миллионов. "Нафтогаз" еще не продал часть этого топлива конечным потребителям из-за резкого снижения спроса на внутреннем рынке, который был вызван спадом в экономике страны. Однако весь газ, закачанный в подземные хранилища (ПХГ) на Украине, законтрактован "Нафтогазом", поэтому украинскому холдингу придется рассчитаться за него.
Президент Украины Виктор Ющенко еще 21 ноября поручил правительству страны погасить долг перед "Газпромом" за пять дней. По мнению Ющенко, задолженность перед Россией возникла из-за того, что правительство Тимошенко не проводило расчетов за поставку топлива. У премьер-министра Украины Юлии Тимошенко на этот счет собственное мнение.
Она полагает, что Украина ничего не должна "Газпрому". "Это не долги Украины, а долги RosUkrEnergo, которые остались с прежних периодов, и Украина RosUkrEnergo ничего не должна", - заявила Тимошенко 21 ноября. Несколько дней спустя, 26 ноября, она вновь утверждала, что 2,4 миллиарда долларов "Газпрому" за газ в подземных хранилищах на Украине должен посредник RosUkrEnergo, а не "Нафтогаз". Последний к этому моменту уже признал существование долга и искал средства на выплату первой его части.
В RosUkrEnergo 27 ноября опровергли заявление Тимошенко, отметив, что запасы газа в ПХГ на Украине были оплачены еще в 2007 году на Украине, и не имеют отношения к долгу "Нафтогаза". Сейчас же RosUkrEnergo не может перечислить средства "Газпрому" из-за того, что не заплатил "Нафтогаз". Остается предположить, что Тимошенко говорит о каких-то еще деньгах
"Сейчас долг RosUkrEnergo перед "Газпромом" составляет примерно 2,2-2,4 миллиарда долларов. Это не опирается на задолженность Украины перед RosUkrEnergo, это самостоятельная собственная задолженность RosUkrEnergo перед "Газпромом", - утверждала Тимошенко 26 ноября. По ее словам, речь идет об объеме в 11,5 миллиарда кубометров газа. Объем собственной задолженности Украины премьер не уточнила. Однако за нее это сделал секретариат украинского президента.
По его оценке, "Нафтогаз" закачал в свои хранилища и еще не рассчитался именно за 11 миллиардов кубометров поставленного из РФ газа. В "Нафтогазе" это подтверждают. Всего Украина потребляет примерно 55 миллиардов кубометров газа в год по цене в 179,5 долларов за тысячу кубометров. Отсюда и 2 миллиарда долларов задолженности плюс штрафы.
Украинский холдинг, невзирая на всю эквилибристику с подсчетами суммы долга, уже пообещал вернуть "Газпрому" 550 миллионов долларов. "Нафтогаз" обязался выплатить деньги за топливо, поставленное Россией в сентябре и частично в октябре - до 1 декабря 2008 года. Если принимать на веру высказывания Тимошенко, то желание испытывающего значительные финансовые трудности "Нафтогаза" доказать, что он способен расплатиться с Москвой в срок, вызывает лишь недоумение. Ведь если 2,4 миллиарда долларов должен посредник RosUkrEnergo, то при чем здесь "Нафтогаз"?
Сейчас лишь Тимошенко говорит о долге RosUkrEnergo перед "Газпромом". В Москве же политики и представители "Газпрома" твердят, что именно "Нафтогаз" задолжал российскому концерну. Обе стороны можно понять. Действительно, "Нафтогаз" не имеет прямых контрактов с "Газпромом", хотя все согласования цен поставок газа на Украину проходят в Москве. При этом RosUkrEnergo - это фактически и есть "Газпром", так что "Нафтогаз" в любом случае задолжал российскому концерну.
В феврале 2008 года Россия и Украина договорились об отмене посредников, занимающихся поставками газа из России в Украину, и переходе на прямые поставки с 2009 года. Таким образом, RosUkrEnergo с 2009 года будет "выброшено" за пределы нынешней цепочки поставок. Произойдет это в том случае, если "Газпрому" и "Нафтогазу" удастся договориться о контракте на следующий год.
Прозрачность поставок газа (поставки без посредников) была одним из пунктов программы Тимошенко в ходе парламентских выборов. Теперь она продолжает гнуть свою линию, постепенно реализуя свои обещания избирателям. С этой точки зрения, обвинения RosUkrEnergo в задолженности – лишь запоздавшая часть ее агитационной кампании.
Пока Тимошенко и RosUkrEnergo пикируются заявлениями, приближается время выплаты первого транша долга "Нафтогаза" перед "Газпромом". Руководство компании обещает, что 550 миллионов долларов будут выплачены в срок, однако как будет рассчитываться компания дальше – большой вопрос. Собственных средств у компании практически нет, западные банки кредитов ей не дают. Накануне в "Нафтогазе" заявили, что надеются на средства из кредита на 16,5 миллиарда долларов Международного валютного фонда, которые выделены Украине на поддержку экономики.
Между тем, в декабре украинский долг уже достигнет отметки в 3 миллиарда долларов с учетом пеней и штрафов. Как в таких условиях стороны будут обсуждать переход на новую схему расчетов и цены на газ, не ясно.