Экономика
18:25, 2 декабря 2008

Привычное зло Закон об инсайдерской торговле добрался до Госдумы

Российское правительство решило внести в Госдуму проект закона о противодействии манипулированию ценами и инсайдерской информации, история с принятием которого длится уже много лет. Без этого документа найти ответственных за инсайдерскую торговлю и предъявить им обвинения власти не в состоянии.

"Требуется жестко пресекать попытки незаконного использования инсайдерской информации, манипулирования рыночной конъюнктурой", - заявил на заседании правительства премьер-министр Владимир Путин. Фактически Путин озвучил официальную позицию Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР), российского регулятора, который считает, что в стране давно уже пора законодательно урегулировать вопросы с инсайдерской торговлей. Так что скорейшее принятие этого законопроекта вполне укладывается в рамки создания финансового центра в РФ.

Сейчас закон "О рынке ценных бумаг", действующий с 1995 года, регулирует лишь сделки, совершаемые с использованием "служебной информации". Первый вариант закона "Об инсайдерской информации и манипулировании ценами" был разработан Федеральной комиссией по ценным бумагам (предшественник ФСФР) в 2000 году. Однако он не прошел согласование в правительстве. В частности, регулятора предлагалось наделить правом платить вознаграждение тем, кто оказал помощь в расследовании сделок с использованием инсайдерской информации. К примеру, такое правило действует в США.

Свою концепцию законопроекта об инсайдерской информации ФСФР подготовила в январе 2005 года. К маю 2006 года был готов уже сам законопроект, после чего ФСФР начала согласования с ведомствами и с Банком России. После одобрения Минюстом в конце марта 2007 года он был направлен в правительство.

ФСФР предлагает считать инсайдерами не только участников рынка ценных бумаг (к примеру, брокеров), но и компании-эмитенты акций, членов советов директоров, владельцев крупных пакетов акций компаний, рейтинговые агентства, аналитиков инвестиционных компаний и госслужащих. Следить за соблюдением законодательства, естественно, будет сама ФСФР.

Регулятор признает, что в России наказать за инсайдерскую торговлю практически невозможно. В законодательстве нет определений понятий "инсайдер" и "инсайдерская информация". Регулятор также открыто заявляет, что он практически бессилен пресекать нарушения в этой сфере. На российских рынках зачастую происходят резкий рост ценных бумаг. Так, к примеру, в 2003 году российские еврооблигации резко выросли за полчаса до сообщения о присвоении России инвестиционного рейтинга агентством Moody's.

"Наш рынок не в полной мере эффективен, у нас есть возможность торговать на инсайде и манипулировать ценами, и это постоянно происходит на рынке. Доказать эти случаи невозможно - за всю историю был выявлен лишь один такой случай", – говорил руководитель ФСФР Владимир Миловидов в марте 2008 года в интервью газете "Коммерсант". Тогда же глава ФСФР заявил, что у специального подразделения службы, которое отслеживает деятельность участников рынка, "сил на всех не хватает".

Вполне естественно, когда, к примеру, менеджмент компаний первым узнает о каких-либо событиях, которые могут повлиять на стоимость акций компании. Какое-то время эти сведения не подлежат широкой огласке, а остальные участники рынка узнают о них некоторое время спустя. Если требования к раскрытию информации недостаточно строги, то единовременный доступ к информации получают не все инвесторы, и у инсайдеров появляется широкий простор для действий на рынке.

Ряд западных экономистов выступал за легализацию инсайдерской торговли, утверждая, что это сделает рынки более эффективными. "Вы хотите больше инсайдерской торговли, а не меньше. Вы хотите дать людям, имеющим информацию об изъянах компании, возможность довести ее до общественности", - говорил лауреат Нобелевской премии Милтон Фридман. Он полагал, что скупка-продажа акций инсайдерами сама по себе оказывает давление на рынки, задавая ориентир для инвесторов. Впрочем, противников инсайдерской торговли гораздо больше, причем число их растет после каждого громкого скандала, связанного с такими сделками.

Такого, как, к примеру, дела американской энергетической компании Enron, которая в октябре 2001 года заявила о серьезных убытках и в уже декабре начала процедуру банкротства. Общая сумма потерь всех акционеров компании составила около 60 миллиардов долларов. Причиной банкротства стали мошеннические операции банковских трейдеров и менеджеров Enron. При этом последние, поняв, что ситуация вышла из-под контроля, заранее продали свои пакеты акций, заработав сотни миллионов долларов.

Владимир Миловидов. Фото с сайта ФСФР
Lenta.ru

Торговля с использованием инсайдерской информации считается вредной в большинстве развитых стран, где она регулируется законодательством. При этом в отдельных странах регуляторы действуют на упреждение, причем довольно жестко. К примеру, весной 2009 года британская служба FSA начнет отслеживать переписку между компаниями, которая касается сделок по покупке или продаже ценных бумаг. Так FSA пытается бороться с манипулированием ценами и махинациями с ценными бумагами. Новые требования, кстати, коснутся всех российских компаний и банков, имеющих представительства в Великобритании.

В августе 2008 года борьбу с инсайдерами активизировали на Украине. Госкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку направила в Минюст документ, обязывающий компании обнародовать информацию, подходящую под определение инсайдерской, в течение дня с момента ее получения и вести учет своих инсайдеров. Впрочем, из-за отсутствия механизма обнаружения подобной торговли в стране многие участники рынка сомневались, что эти изменения позволят изменить ситуацию к лучшему.

Итоговый вариант документа российской ФСФР предусматривает введение уголовной и административной ответственности за нарушения законодательства. Однако какую именно ответственность предполагается ввести для нарушителей законодательства, неясно. По словам Миловидова, сейчас, в частности, поправки в УК проходят согласование и пока еще не были вынесены на обсуждение правительства.

В США и Великобритании за инсайдерскую торговлю и мошенничество на рынке ценных бумаг предусмотрены гигантские штрафы и значительные тюремные сроки. Впрочем, эффективность борьбы с инсайдерами здесь также весьма невелика. "В западных странах, где есть законодательство по борьбе с манипулированием, из тысячи подозрительных случаев только два-три доводятся до суда", - отмечал ранее Миловидов. Интересно, будет ли более успешно противостояние инсайдеров и ФСФР в России.

< Назад в рубрику