На пресс-конференции по итогам прошедшей в Брюсселе встрече министров иностранных дел стран – членов НАТО генеральный секретарь альянса Яап де Хооп Схеффер сделал заявление о намерении восстановить политический диалог с Россией. Судя по комментариям и оговоркам, которыми голландец снабдил это обещание, диалог будет непростым.
Если НАТО и сделало шаг навстречу России, то маленький и неуверенный. Генсек альянса подчеркнул, что речь идет о неформальном, и только неформальном заседании совета Россия-НАТО. По мнению Яапа де Хооп Схеффера, сторонам необходимо не только обсудить сотрудничество по тем направлениям, по которым позиции России и альянса совпадают, но и провести дискуссии по поводу основных разногласий. Судя по приведенному генеральным секретарем НАТО списку разногласий (в котором, впрочем, нет ничего неожиданного), дискуссия имеет все шансы оказаться острой.
Альянс по-прежнему осуждает "несоразмерное применение силы" российской стороной в грузино-осетинском конфликте, незаконное, с точки зрения НАТО, признание Абхазии и Южной Осетии и готовность развернуть ракетные комплексы в ответ на размещение американских ПРО в Восточной Европе. А сотрудничать с Россией НАТО собирается по вопросам борьбы с террористической угрозой, а также стабилизации обстановки в Афганистане. Впрочем, от идеи обсуждать с Россией эти задачи альянс не отказывался даже в середине августа 2008 года, во время вооруженного конфликта в Южной Осетии.
Схеффер развеял опасения присутствовавших на пресс-конференции грузинских и украинских журналистов, подчеркнув, что ни при каких обстоятельствах возобновление диалога не может быть истолковано Россией как разрешение на вмешательство во внутренние дела стран СНГ. Пожалуй, в легкое замешательство генсека привел лишь вопрос представителя Би-Би-Си, полюбопытствовавшего, интересует ли Россию перспектива сотрудничества с альянсом. Голландец достаточно резко ответил, что заинтересованность России его не волнует – главное, что диалога хочет НАТО.
Между тем, в России решение НАТО восприняли по-разному. МИД воздержался от поспешных заявлений, пообещав прокомментировать только официальные постановления альянса. Когда они будут опубликованы, конечно. Но российские дипломаты уже намекнули, что после поведения стран НАТО в августе отношения России с блоком уже не смогут развиваться так же, как раньше. А глава комитета Госдумы по международным делам единоросс Константин Косачев назвал прозвучавшие на саммите заявления свидетельством "отрезвления умов". Правда, этот комментарий в большей степени относился к отложенному на неопределенный срок получению Плана действий по членству (ПДЧ) в НАТО Украиной и Грузией.
После апрельского саммита в Бухаресте Украина и Грузия были слегка разочарованы тем, что не получили приглашения в альянс. Обещания вернуться к этому вопросу в декабре звучали обнадеживающе, но туманно. Да и их удалось "выбить" с трудом. Первоначальный текст коммюнике НАТО был крайне расплывчатым, а членство в альянсе участники саммита пообещали Украине и Грузии только после очень эмоциональной импровизированной речи Валдаса Адамкуса – президента не так давно вступившей в НАТО Литвы. Зато когда предложенные им изменения были внесены в документ, принятый на апрельском саммите, Михаил Саакашвили и Виктор Ющенко стали говорить о вступлении в НАТО как о решенном вопросе.
Однако уже тогда к желающим получить ПДЧ странам были предъявлены экономические, политические и социальные требования. Лишь Джордж Буш настаивал на немедленном предоставлении плана Украине и Грузии.
Аналитики описывали два основных варианта развития событий на декабрьском саммите: принятие решения о предоставлении ПДЧ или "вежливый отказ", при котором министров иностранных дел Грузии и Украины похвалят за достигнутый прогресс и поставят новые условия. Реализовался второй вариант. Были, конечно, предположения о радикальных решениях: от возможного заявления о том, что Украина (переживающая затяжной политический кризис) и Грузия (с целым ворохом территориальных конфликтов) за 2008 год доказали свою неподготовленность к вступлению в альянс, до принятия стран в НАТО без ПДЧ (о намерении США добиться этого в конце ноября говорил американский посол на Украине Уильям Тейлор). Однако в эти версии никто всерьез не верил.
Результатами обсуждения будущего членства Украины и Грузии в НАТО все остались довольны, по крайней мере, с виду. Сами потенциальные члены альянса сделали акцент на словах Схеффера о том, что поезд выехал со станции, и теперь его не свернуть с пути. После заседаний комиссий НАТО-Украина и НАТО-Грузия министр иностранных дел Украины Владимир Огрызко заявил, что де-факто государство наконец получило ПДЧ, а его грузинская коллега Эка Ткешелашвили отметила, что страна стала "гораздо ближе" к членству в альянсе.
Но несмотря на эти оптимистичные заявления, Украине и Грузии пока посулили лишь национальные годовые программы, которые должны подготовить их к вступлению в НАТО. Возникшие предположения о том, что после выполнения всех условий обойдется без ПДЧ, Схеффер развеял: роль плана останется прежней.
Означает ли это, что заветные планы будут вручены не раньше, чем через год? НАТО оставляет за собой такое право, так же как и возможность впоследствии поставить дополнительные условия. На какой срок при таком развитии событий затянется решение вопроса – говорить пока рано. Скорее всего, руководство альянса тоже оценивает эти сроки приблизительно. Тем более что для проведения требуемых реформ и Грузии и Украине необходимы деньги и политическая стабильность. В условиях мирового кризиса и полной финансовой (и политической) неопределенности, сложившейся на Украине, а отчасти и в Грузии, каждое новое требование НАТО может отсрочить вручение ПДЧ.
Как бы ни воспринимали позицию альянса грузинские и украинские лидеры, в ответ на просьбу о ПДЧ им сказали "пока нет, но потом обязательно". А "нет" - это всегда отказ, пусть даже очень вежливый. И после этого отказа НАТО будет намного проще вести тот самый "неформальный и избирательный" диалог с Москвой.