Новости партнеров

Аригато

БГ презентовал новый альбом "Аквариума"

Начало декабря выдалось для Бориса Борисовича Гребенщикова, справившего 27 ноября 55-летие, исключительно продуктивным: новый альбом, новый способ распространения своей музыки, новый концертный состав, серия праздничных выступлений. Если бы все подобным образом отмечали свои юбилеи...

Говорить о значимости Гребенщикова и "Аквариума" для российской культуры как-то бессмысленно. Он, как и "битлы", константа, если хотите, точка отсчета в системе координат едва ли ни всего советского рока. На песнях БГ (инициалы давно не нуждаются в расшифровке) выросли и, что примечательно, продолжают расти несколько поколений россиян. Цитаты из БГ то и дело проскальзывают и в обиходе, и в массовой культуре.

Естественно, у Гребенщикова множество противников. Кто-то не может простить ему ордена и походы к Суркову и Грызлову, кто-то – развал "Аквариума" 80-х, кто-то – самоповторы, случавшиеся в 90-х, и нулевых блеклые альбомы (Ваш автор, чего греха таить, на почве последней претензии тоже прошел через период жестокого отрицания Гребенщикова). А БГ с невозмутимой улыбкой на лице продолжает творить, радовать и удивлять…

Очередная серия очевидного-невероятного от БГ, припасенная к юбилею маэстро, преподнесла новый альбом "Лошадь белая" и концертный проект "Aquarium International", в котором помимо собственно "Аквариума" участвуют еще 17 музыкантов из девяти стран.

Кстати, "Аквариум" образца 2008 года и без того приятен. Во-первых, да и, в общем, в главных, в группу после длительного перерыва вернулся басист Александр Титов, лучший питерский музыкант в своем амплуа. Впервые он очутился в "Аквариуме" в 1983 году на записи культовой "Радио Африка", да так и остался, параллельно выступая с "Кино", "Поп-механикой" и "Колибри". В возрожденном "Аквариуме" 90-х Титов продержался до альбома "Снежный лев", после чего остался жить в Англии.

Во-вторых, снова в коллективе объявился Альберт Потапкин, на минуточку, ударник "золотого" состава "Nautilus Pompilius". И, конечно, все так же в строю клавишник Борис Рубекин, гитарист Игорь Тимофеев, скрипач Андрей Суротдинов и перкуссионист Олег Шар. Ну а благодаря международному десанту звучание "Аквариума" обогатилось индийскими ситаром и таблой, флейтами и саксофонами, волынкой и бойраном, мандолиной и фисгармонией, струнным квартетом и прочими инструментами. Изначально этот состав собирался для единственного выступления в лондонском "Альберт-Холле", но, вдохновившись успехом, сыграл еще по концерту в Дублине и в Киеве. Последний был благотворительным в помощь детям-сиротам.

3 и 4 декабря "Aquarium International" выступил во МХАТе имени Горького, выдав обширную, почти трехчасовую программу (В Петербурге аналогичные концерты пройдут 6 и 7 декабря). Несмотря на довольно посредственный звук, аншлаг в театре был полный. БГ вознаградил публику такой классикой, как "10 стрел" и "Моей звезде" с "Акустики", "Кони беспредела" с "Русского альбома" и "Фикус религиозный" с "Навигатора". Особо ретивые зрители пытались пританцовывать, воскрешая в памяти тезис про "посла рок-н-ролла в неритмичной стране".

Значительное представительство в программе досталось альбомам 2000-х ("Песни рыбака", "Zoom Zoom Zoom", "Беспечный русский бродяга"), которые, как выясняется, большинству слушателей нравятся уже даже больше "золотого" фонда "Аквариума". Во всяком случае, на "Стаканах", "Тумане над Янцзы", "Человеке из Кемерово" и "Не могу оторвать глаз от тебя" публика натурально билась в экстазе.

Примечательно, что расширенный "Aquarium International" звучал куда камернее (что даже удивительно) "Аквариума" обычного, позволяя себе при этом длительные медитативные индийские проигрыши и сорвавшее аплодисменты соло на бойране.

Пожалуй, самым эмоциональным моментом явился бис, когда в ход пошла самая-самая душевная лирика - "Серебро Господа моего" и "Дубровский". И как никогда отлично прозвучали "Партизаны полной луны" и "Плоскость" в версии из "АССЫ", а не "Синего альбома". Глядя в этот момент на сцену, на ум приходила лишь избитая банальная формулировка "наше все".

Отдельным самостоятельным потрясением стали песни с нового (и очень хорошего) альбома "Лошадь белая", официально вышедшего 3 декабря и ставшего 26-м "естественным" релизом "Аквариума" ("Неестественных" альбомов у БГ еще столько же).

Добрая половина песен с него, конечно, уже знакома поклонникам БГ. К примеру, "Аригато" и "Дуй" (та самая, где водку перед употреблением рекомендуется перемешать гвоздем) уже давно исполняются живьем и издавались на прошлогоднем DVD "Аквариум. Тур". Или "Сокол" (одна из жемчужин новой программы), которую Гребенщиков впервые спел в августе 2007 года на концерте в одной из аудиторий штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке. А "Анютины глазки и божьи коровки" уже прописались в эфире "Нашего радио".

Всего на пластинке 12 песен – ровно 50 минут музыки. Отрадно, что совсем уж проходных треков на "Лошади белой" нет, хотя некоторые и можно отнести к так называемому "стандартному" "Аквариуму" (который можно охарактеризовать строчкой: "Напомни, если я пел об этом раньше").

Качественных потрясений, которыми на предыдущем "Бродяге" (общепризнанной удаче) были, например, "Шумелка", "О смысле всего сущего" и пресловутые "Стаканы", на "Лошади" тоже предостаточно. Помимо "Сокола" и "Дуй", это, прежде всего, легкая изящная босанова "Девушка с веслом" и, конечно же, великолепное "Слово Паисия Пчельника" с перлами вроде: "Слушай, сестра, / Брось пресмыкаться в юдоли / Скажи "Прощай" / Концепции бабьей доли / Как молвил Паисий, иные грядут времена / Когда муж превратится в орнамент / И всем будет править жена".

Еще есть джазообразный блюз "Акуна матата" ("Самое время говорить цитатами из Диснея") и вдохновленная старинной английской корабельной песней "Что нам делать с пьяным матросом?", но и серьезных произведений тоже хватает ("Лошадь белая", "Еще один раз" с партией дудука от Дживана Гаспаряна, "Неизъяснимо").

Не отставая от актуальных мировых тенденций (а в России, в общем-то, следуя в авангарде), "Аквариум" выпустил новый альбом как на физических носителях, так и в интернете, причем самым демократичным способом. "Лошадь белая" выложена в новой социальной сети "Круги" и доступна для скачивания за любую цену, включая нулевую. Впервые эту схему, прозванную "Pay What You Want" ("Заплати, сколько хочешь"), год назад опробовала (и крайне успешно) группа Radiohead со своим альбомом "In Rainbows".

Там же, на "Кругах" издана эксклюзивная запись майского концерта "Aquarium International" в "Альберт-Холле".

Плюс к этому вышла еще пара раритетных DVD ("Аквариум" в Лондоне и в Киеве), книга Людмилы Харитоновны Гребенщиковой о сыне и музыкальная энциклопедия "Аэростат" по мотивам одноименной авторской радиопрограммы БГ. Подарков себе и поклонникам к юбилею более чем достаточно. Аригато Вам, БГ-сан. И долгих лет...

Культура00:0312 ноября

Люби, молись, ешь

Потайной театр предлагает эротические танцы в душе, исполнение желаний и ужин