В первые выходные декабря в Греции начались массовые беспорядки, которые, по некоторым прогнозам, могут затянуться на недели. В последние годы в этой стране регулярно происходили небольшие выступления анархистов, однако столь масштабных потрясений греческая столица не помнит с 1985 года.
Вечером в прошедшую субботу в Афинах группа из 30 молодых людей преградила дорогу полицейскому патрулю. Со свойственной активистам молодежных движений последовательностью они сочли полицейских олицетворением власти, виновной в социальном неравенстве, а булыжники – средством выражения протеста против насилия над личностью. Правда, у полицейских была инструкция, в соответствии с которой они должны были усмирять юных анархистов.
Восстановить картину того, что случилось в ходе этой стычки, довольно сложно. В полицейском рапорте сообщается, что сотрудник полиции Василис Саралиотис (Vassilis Saraliotis) применил шумовую гранату, а его коллега Эпаминондас Корконеас (Epaminondas Korkoneas) трижды выстрелил в воздух. По версии полицейских, это были предупредительные выстрелы, которыми стражи порядка просто пытались отогнать подростков от автомобиля. Однако одна из пуль попала в анархиста, которого впоследствии опознали как 16-летнего Александра Андреаса Григоропулоса (некоторые источники утверждают, что ему было 15 лет). Юноша скончался по дороге в больницу.
Тем не менее, свидетели утверждают, что Корконеас целился в Григоропулоса и попал в него не случайно. Можно ли доверять показаниям этих свидетелей – вопрос особый. Столкновение произошло в афинском районе Эксархия, расположенном недалеко от Политехнического университета. Этот район традиционно считается местом, где сосредоточены анархистские и "левые" молодежные движения, поблизости проживают молодые деятели искусства, там же расположены просто небогатые кварталы. Короче говоря, симпатии местных жителей просто не могут быть на стороне полиции. Правда, и сам Корконеас, которому уже предъявили обвинения в убийстве, сказал, что один из выстрелов произвел в асфальт, а отрикошетившая пуля попала в молодого человека. Впрочем, все выяснится после баллистической экспертизы. А о том, были ли на автомобиле следы от булыжников, поступают самые противоречивые сообщения.
Напарнику Корконеаса предъявлены обвинения в соучастии в убийстве. Судебное разбирательство назначено на среду. У властей есть все причины поторопиться с вынесением приговора по этому делу, поскольку после того, как товарищи убитого Григоропулоса разнесли весть о его смерти, беспорядки стали распространяться на все крупные греческие города.
Центром беспорядков оказалась Эксархия. Студенты Афинского университета, Национального технического университета, Экономического университета и других (не обязательно высших) учебных заведений сошлись во мнении, что убийство подростка полицейским – высшая форма проявления насилия власти над личностью. Сначала десятки, а потом и сотни молодых людей вышли на улицы с кусками арматуры, кирпичами и бутылками с зажигательной смесью. В отличие от их предшественников, у анархистов оказался в распоряжении интернет: в блогах, социальных сетях и на сайтах бунтующей молодежи появились призывы присоединиться к протестам. Молодые люди сочли, что отвечать за смерть их товарища (несмотря на то, что большинство из них впервые услышало имя Григоропулоса лишь после его смерти) должны владельцы банков и магазинов, а также представители властей.
За воскресенье в Афинах и Салониках было подожжено несколько десятков банков и торговых учреждений. Многие здания сгорели практически дотла. В некоторых районах не осталось целых стекол в витринах. Беспорядки добрались до туристических районов: нескольких городов Крита и Корфу. В больницы попали по меньшей мере 34 человека с травмами различной степени тяжести. Жизнь всех пострадавших вне опасности.
Полицией задержаны двадцать человек. Реакция властей на беспорядки, по мнению специалистов, помогла свести если не разрушения, то жертвы к минимуму. Полицейские задерживают только самых разбушевавшихся демонстрантов. Над Афинами видны полицейские вертолеты, против колонн молодых людей неоднократно применяли слезоточивый газ, но полиция соблюдает осторожность.
Министерство внутренних дел принимает все меры, чтобы усмирить молодежь. Глава министерства Прокопис Павлопулос подал премьер-министру Костасу Караманлису прошение об отставке, которое, впрочем, не было принято. Кроме того, Павлопулос пообещал расследовать инцидент с гибелью подростка и наказать виновных. Родителям мальчика принесли извинения и соболезнования все высшие лица государства.
В некоторых высших учебных заведениях Греции в понедельник и вторник были отменены занятия. Впрочем, это излишняя мера – большинство студентов присоединилось к трехдневной "забастовке". Их поддержали и многие школьники.
Беспорядки в Афинах и Салониках продолжаются, хотя и локализованы. В кварталы Афин, где все еще продолжаются стычки, не заходят туристы. Автомобилисты объезжают эти районы. В остальных частях города жители более-менее вернулись к нормальной жизни, хотя полиция предупредила о возможности новых всплесков насилия. В Салониках демонстранты устраивают погромы в центре города, число участников беспорядков все еще растет - в понедельник не меньше тысячи молодых людей вышли на улицы Трикалы. Среди пострадавших по меньшей мере трое полицейских.
На 10 декабря в Греции запланирована всеобщая забастовка против пенсионной реформы и экономической политики правительства, которая продлится 24 часа. Власти еще не оставили надежду добиться ее отмены. Потому что вышедшие на улицы участники забастовки по численности во много раз превзойдут бунтующих студентов.
Не стоит забывать и о возможных долгосрочных последствиях этих событий. Правоцентристская партия "Новая демократия", которую представляет Караманлис, и так стремительно теряет популярность. Согласно опросам общественного мнения, население склонно поддерживать Всегреческое социалистическое движение (PASOK), к которому принадлежит и действующий президент Карлос Папульяс. Активисты PASOK, кстати, уже несколько дней призывают греков выйти на мирные демонстрации. Так что если Караманлис не справится с ситуацией, убийство 16-летнего подростка может закончиться сменой правительства.