В минувшую пятницу, 5 декабря, в Лас-Вегасе был вынесен приговор знаменитому спортсмену, бывшей звезде американского футбола О.Дж. Симпсону. Основываясь на вердикте присяжных, которые признали подсудимого виновным в вооруженном грабеже и заговоре с целью похищения людей, суд приговорил его к 33 годам тюрьмы. Столь суровый приговор многие объясняют предвзятостью правосудия, которое таким образом отыгралось за 1995 год, когда Симпсону, обвиненному в двойном убийстве, удалось избежать наказания благодаря ошибкам следствия и ловкости адвокатов.
Процесс века
Суд над спортсменом, обвиненным в убийстве своей бывшей жены Николь Браун и ее друга Рональда Голдмена, состоялся в 1995 году. Тела убитых были обнаружены поздно вечером 12 июня 1994 года в округе Брентвуд (Лос-Анджелес, Калифорния), у дома, в котором жила Браун. Причиной смерти обоих стали многочисленные ножевые ранения. При этом эксперты, осмотревшие трупы, отмечали, что убийства были совершены с особой жестокостью: голова женщины была практически отделена от тела, а характер ран, нанесенных Голдмену, говорил о том, что его перед смертью пытали. Особый ужас ситуации придавало то, что в доме, у которого произошло убийство, в это время спали дети Симпсона и Браун - восьмилетняя Синди и пятилетний Джастин.
Через несколько дней после убийства, 17 июня, полиция арестовала Симпсона. Следует отметить, что знаменитый спортсмен с самого начала вел себя с властями вызывающе: он не явился на допрос в полицию, куда был вызван, и полицейским пришлось искать его, а, найдя, гнаться за его автомобилем около двух часов, прежде чем подозреваемый сдался.
Впрочем, причиной такого поведения могло стать психологическое состояние Симпсона. Перед тем, как скрыться, он передал друзьям сумбурное письмо, в котором говорилось: "всем понятно, что я не имею никакого отношения к убийству Николь... Не сожалейте обо мне. Я прожил замечательную жизнь". Когда это письмо было зачитано журналистам, многие решили, что О.Дж. решил наложить на себя руки. Позднее преследовавшие его полицейские видели, как спортсмен приставляет пистолет к своей голове.
После предъявления обвинений Симпсон заявил, что отрицает свою вину. По словам спортсмена, в то время, когда было совершено убийство, он спал у себя дома и ничего не знает.
Как бы то ни было, Симпсон был арестован и предстал перед судом. Поначалу все были уверены, что он будет осужден, в частности, опросы общественного мнения показывали, что абсолютное большинство респондентов верят в виновность спортсмена. Однако произошло невозможное: после восьми с половиной месяцев разбирательств, 3 октября 1995 года, Симпсон был оправдан коллегией присяжных.
Здесь важно отметить, что это был не просто процесс и даже не просто громкий процесс. Это был самый активно освещаемый прессой суд в истории Соединенных Штатов. Заседания демонстрировались по телевидению, пресса отписывала мельчайшие подробности. Вообще, об этом деле писали журналисты во всем мире (в том числе и в России). Следовательно, и прокол судебной системы, не сумевшей доказать то, что всем казалось очевидным, был очевиден.
Ошибки обвинения
Исследователи, изучавшие подробности этого необычного процесса, сходятся на том, что подсудимого не удалось засадить за решетку в основном из-за ошибок, допущенных следствием и стороной обвинения. Во-первых, им не удалось оградить присяжных и свидетелей от общения с прессой. Так, показания соседа Николь Браун, видевшего Симпсона в день убийства рядом с ее домом, и торговца, незадолго до того продавшего спортсмену 38-сантиметровый нож, не были учтены судом. Причиной стали интервью, которые те дали за деньги желтой прессе. Первая коллегия присяжных была распущена, поскольку защите Симпсона удалось доказать, что присяжные находятся под влиянием газетных публикаций и общественного мнения.
Обвинитель рассказывал суду, что Симпсон очень ревновал жену и бил ее, еще когда они жили вместе. Адвокаты в ответ предъявляли статистику, согласно которой лишь крайне небольшое в процентном соотношении количество женщин, подвергавшихся домашнему насилию, в конце концов бывают убиты мужьями.
Несколько сложнее было оспорить результаты анализов, подтверждавших, что на месте убийства Браун и Голдмена были обнаружены отпечатки пальцев Симпсона и следы его ДНК. Но адвокатам удалось и это. Они смогли убедить присяжных, что при проведении анализов были допущены ошибки, а некоторые улики и вовсе сфальсифицированы детективами, расследовавшими преступление. Так, детектива Марка Фюрмана (Mark Fuhrman) адвокаты обвинили в расизме, предоставив суду аудиозапись девятилетней давности, на которой тот в оскорбительной форме отзывается об афроамериканцах.
Еще одной уликой, представленной обвинением, были черные кожаные перчатки, очень похожие на те, что носил Симпсон. Одна из этих перчаток, выпачканных в крови Браун и Голдмена (а также, согласно результатам экспертиз, со следами ДНК самого Симпсона), была обнаружена на месте преступления, вторая - возле дома подозреваемого. Подсудимый заявил, что найденные перчатки не его. И здесь обвинение допустило большую ошибку. Детективы советовали прокурору ни в коем случае не требовать у суда, чтобы Симпсон примерял перчатки: пропитанные кровью, замороженные и размороженные в ходе экспертиз, они могли потерять первоначальную форму.
Однако прокурор настоял на примерке. Как и предполагали следователи, перчатки оказались Симпсону малы, тем более что надевал он их поверх резиновых. Этим обстоятельством воспользовалась защита, убедив присяжных (которые набираются из простых людей, а не из юристов и криминалистов), что раз перчатки Симпсону не подходят, значит - не его.
Кроме того, адвокаты обратили внимание присяжных на то, что 46-летний Симпсон, бывший профессиональный спортсмен, имеющий массу травм и страдающий хроническим артритом, просто физически не справился бы с двумя крепкими молодыми людьми, какими были Браун и Голдмен.
Немецкая золушка
Николь Браун, уроженка Германии, блондинка с внешностью классической американской красавицы, и уже знаменитый О.Дж. Симпсон познакомились в 1977 году в ночном клубе в Беверли Хиллз, где она работала официанткой. Ей было 18 лет, ему - 30. Спустя восемь лет Симпсон развелся с первой женой и ушел к беременной любовнице. Вскоре они поженились и прожили вместе до 1992 года, когда Браун ушла от Симпсона с двумя маленькими детьми и подала на развод.
О том, почему у пары не сложились отношения, можно гадать долго, но достоверно известно, что Николь за время жизни с Симпсоном неоднократно жаловалась на грубость и побои со стороны мужа и даже вызывала полицию. В 1989 году спортсмен избил жену так, что суд назначил ему 120 часов общественных работ и двухлетний испытательный срок. Симпсон не оставил Николь в покое и после развода: в 1993 году полиция вновь приезжала к ней домой, чтобы спасти ее от разъяренного бывшего мужа. Тогда женщина отказалась выдвигать против Симпсона обвинения, объяснив детективам, что у него бывают приступы безумия и она его очень боится.
Что касается Голдмена, которому на время гибели было 25 лет, то род его отношений с Николь Браун остался загадкой. Согласно одним источникам, они были просто друзьями, согласно другим, их связывали более близкие отношения.
Между преступлением и наказанием
Итак, Симпсон был оправдан. Логично было бы предположить, что выпутавшись из такой передряги, он заляжет на дно и постарается больше не привлекать к себе лишнего внимания, чтобы не иметь конфликтов с законом. Но не тут-то было.
Для начала Симпсон отказался выплатить компенсацию семьям Браун и Голдмена (несмотря на то, что спортсмен был оправдан одним судом, другой предписал ему выплатить компенсацию в 33,5 миллиона долларов). Для того чтобы сохранить свои деньги, Симпсон переехал из Калифорнии во Флориду, и умело использовал лазейки в тамошнем законодательстве.
Потом бывший подозреваемый написал книгу под названием "Если бы это сделал я". В ней рассказывается, как выглядело бы убийство Браун и Голдмена, если бы вдруг их действительно убил Симпсон. Поначалу эту книгу отказались издавать: общественность возмутил подобный цинизм. Позднее убитый горем отец Рональда Голдмена добился, чтобы права на публикацию были переданы ему и выпустил книгу Симпсона под названием "Признания убийцы".
В 2000 году О.Дж. ввязывается в драку, и вновь суд его оправдывает. В 2001 году полиция проводит в его доме обыск в рамках антинаркотического рейда. Никаких обвинений, впрочем, ему тогда не предъявили.
Последнее дело Симпсона
Звездный час полиции, много лет точившей зуб на бывшую звезду американского футбола, настал в сентябре 2007 года. Тогда в правоохранительные органы обратились два торговца коллекционными спортивными сувенирами и заявили, что Симпсон их ограбил, причем сделал это с группой вооруженных сообщников. По словам потерпевших, они сидели в номере одной из гостиниц Лас-Вегаса и ждали покупателей, когда к ним ворвались грабители, уложили их на пол и, угрожая оружием, унесли приготовленные на продажу предметы.
Сам Симпсон утверждал, что пришел забрать свои вещи, которые были у него украдены и перепроданы торговцам. По словам спортсмена, он никому не угрожал, а лишь поговорил с потерпевшими, и те, согласившись с его доводами, вернули ему его собственность.
Вообще, при изучении публикаций на тему этого ограбления не оставляет ощущение, что Симпсона все-таки подставили. Сначала ему звонит один его друг и сообщает, где и у кого находятся украденные у него вещи, потом четверо из пяти его сообщников (и, между прочим, друзей) идут на сделку со следствием, дают показания против спортсмена и сами выходят сухими из воды. На фоне всего этого появились слухи, что все эти люди просто работали на полицию, но это, разумеется, не доказано.
К слову, сами ограбленные торговцы, которые были знакомы с Симпсоном уже много лет, после начала суда над ним пошли на попятную, заявив, что не имеют к нему претензий и предпочли бы, чтобы дело было закрыто. Но это уж не имело значения.
В ноябре 2008 года Симпсона и одного из его сообщников, Кларенса Стюарта (единственного, кто не дал против него показаний), признали виновными в вооруженном ограблении и в заговоре с целью похищения людей. На основе вердикта Симпсона приговорили к 33 годам тюрьмы с правом подать прошение о досрочном освобождении через девять лет. Кларенса приговорили к 15 годам.
Следует отметить, что наказание, назначенное Симпсону судьей, значительно выше, чем требовал прокурор, просивший 18 лет.
Учитывая, что сейчас осужденному 61 год, 33-летний срок практически равен пожизненному заключению. Пожалуй, теперь слова Симпсона, сказанные 14 лет назад - "Не сожалейте обо мне. Я прожил замечательную жизнь" - выглядят более чем уместными.