На военной базе США в Гуантанамо проходит процесс по делу предполагаемых организаторов терактов 11 сентября. В понедельник, когда начались досудебные слушания, Халид Шейх Мухаммед и четверо его подельников неожиданно выразили желание признаться в содеянном. Казалось, правосудие вот-вот свершится, но не тут-то было.
Мотивы террористов очевидны: в случае признания вины им грозит смертная казнь, а некоторые из них ранее уже открыто заявили о желании стать мучениками. Приняв смерть от "безбожной администрации" Джорджа Буша, они, несомненно отправятся в рай, а вот следующая администрация во главе с Бараком Обамой, увы, обещает быть менее безбожной. Избранный президент, инаугурация которого состоится 20 января, неоднократно обещал закрыть военную тюрьму в Гуантанамо. Это значит, что дела, которые там сейчас рассматривают созданные при Буше военные комиссии, перейдут в ведение "обычного" американского судопроизводства и осудить подозреваемых станет сложнее. Потому приходится спешить.
Система военных комиссий неоднократно подвергалась критике. По мнению недовольных, подозреваемые в терроризме, дела которых рассматривают эти особые трибуналы, не могут рассчитывать на справедливый суд. Кроме того, много раз поднимался вопрос о жестоких методах допроса и пытках, к которым прибегали следователи ЦРУ и Пентагона. К примеру, как признал директор ЦРУ Майкл Хэйден, Мухаммеда многократно подвергали так называемой "пытке водой". Подобные методы допроса могут помочь в предотвращении новых терактов - именно такое оправдание использовала администрация Буша, но в рамки американской системы правосудия вписать их не получится.
Неудивительно, что сразу после победы Обамы на выборах 4 ноября пятеро обвиняемых договорились выступить с совместным признанием. В прошедший понедельник судья полковник Стивен Хенли (Stephen Henley) зачитал записку террористов: "Мы, все пятеро, пришли к соглашению и решили просить суд о немедленном проведении слушания, на котором мы дадим признательные показания". Обвиняемые подчеркивали, что признаться намерены "в соответствии с нашим чистосердечным желанием, без какого-либо давления на нас, угроз, унижений или обещаний в наш адрес".
Вместе с Халидом Шейхом Мухаммедом (Khalid Sheikh Mohammed) обвиняемыми по делу об 11 сентября проходят Рамзи Биналшибх (Ramzi Binalshibh), Али Абдул Азиз Али (Ali Abdul Aziz Ali), Мустафа Ахмед аль-Хавсави (Mustafa Ahmed al Hawsawi) и Валид бин Атташ (Walid bin Attash). Они обвиняются в заговоре, убийстве, нападении на гражданские объекты, преднамеренном причинении тяжких телесных повреждений, уничтожении частной собственности, нарушении законов и обычаев войны, терроризме и материальной поддержке терроризма. Речь, в частности, идет о 2973 эпизодах убийства - по числу жертв терактов в Нью-Йорке и Вашингтоне и падения самолета в Пенсильвании.
Мухаммед ранее, в 2007 году, уже объявил себя виновником десятков терактов и утверждал, что атаки 11 сентября были "от начала до конца" спланированы именно им. Что именно из сказанного 44-летним уроженцем Кувейта правда, что - дезинформация, а что - бравада, до конца выяснить так и не удалось. В ходе процесса, начавшегося минувшим летом, все пятеро обвиняемых добивались права самостоятельно представлять свои интересы в суде, и трое, включая Мухаммеда, это право уже получили. Еще двоим, Биналшибху и Хавсави, предстоит пройти психическую экспертизу.
Это - одна из причин, по которым Мухаммед с товарищами накануне решили отложить свое признание: лишь после проведения экспертизы над Биналшибхом и Хавсави все пятеро смогут признаться одновременно, как они того хотят. Но главная причина, судя по всему, в другом. Пока непонятно, сможет ли суд вообще принять признания: к примеру, обычным военным трибуналам при рассмотрении дел, чреватых смертной казнью, это запрещено. Если же признания будут приняты, то выносить приговор, скорее всего, должен будет не судья, а жюри присяжных, которое пока не назначено: никто не ждал столь скорой развязки. На разъяснение этих моментов полковник Стивен Хенли дал правительственным юристам срок до 5 января.
Таким образом, процесс будет тянуться не только до прихода Обамы в Белый дом, но, скорее всего, много дольше. Даже после вынесения приговора он будет подлежать автоматической апелляции. Предположительно, судопроизводство может затянуться еще на несколько лет - если его не придется прервать в связи с отказом от жесткого контртеррористического курса Буша.
Слушания по делу Мухаммеда и его сообщников проводятся в специально выстроенном высокотехнологичном комплексе помещений, который обошелся Пентагону в 12 миллионов долларов. Собственно зал суда отделен от зрителей толстым стеклом: когда речь заходит о секретных темах, трансляцию звука зрителям отключают. В понедельник в число зрителей процесса впервые попали родственники жертв 11 сентября: пятеро из них выиграли такое право по итогам организованной Пентагоном жеребьевки. Неудивительно, что их восприятие происходящего в Гуантанамо разошлось с мнением правозащитников.
Родственники погибших пришли к выводу, что действующие в Гуантанамо трибуналы вполне справедливы и должны продолжать работу. Единственное, что возмутило присутствующих - излишне либеральное отношение суда к обвиняемым. К примеру, на слушании для террористов делали регулярные перерывы для молитвы. Особенно неприятно было наблюдать, как террористы хихикают и обмениваются записками. "Они гордились своей виной, и это многое о них говорит", - отметила Морин Сантора (Maureen Santora), мать погибшего во Всемирном торговом центре пожарного.
Завершилось слушание в понедельник вызывающей выходкой одного из подсудимых, а именно Биналшибха, который ждет психической экспертизы. 36-летний уроженец Йемена призвал божественное благословение на руководителя "Аль-Каеды" Осаму бин Ладена и обратился к "террористу номер один" с просьбой "атаковать американского врага со всей имеющейся в его распоряжении мощью".