В начале недели биржевые показатели всего мира пережили дружный скачок вверх. Насколько длительным окажется восстановление фондовых индексов, пока неизвестно – при любой отрицательной новости инвесторы могут вновь начать распродажу акций, опустив индексы до новых минимумов. Так, скорее всего, будет продолжаться, пока восстановление мировой экономики не станет реальностью.
В то время как президентская кампания в США все еще продолжалась, экономические заявления Барака Обамы не вызывали хоть сколько-нибудь значительного сочувствия на рынках. Ситуация не изменилась, даже когда выборы закончились. 4 ноября, то есть в день выборов, Dow Jones и Nasdaq росли, отреагировав не столько на потенциальную победу Обамы, сколько на то, что вымотавшая всех предвыборная кампания подошла к концу.
Когда же 5 ноября стало ясно, что победил Обама, фондовые индексы не только не выросли, но и значительно упали: тот же Dow Jones по итогам сессии снизился на 1,14 процента.
После своей победы Барак Обама стал делать разного рода экономические заявления гораздо чаще – именно на нового президента США возлагаются надежды по преодолению мирового финансового кризиса. На биржах же к мнению Обамы стали прислушиваться все пристальнее. Например, в конце ноября, когда избранный президент объявил о том, что новым министром финансов будет назначен глава Федерального банка Нью-Йорка Тимоти Гайтнер, Dow Jones поднялся на 6,54 процента.
В декабре Барак Обама вновь оказался для фондового рынка вестником хороших новостей. В воскресенье, 7 декабря, избранный президент США заявил, что готов предложить новый план по поддержке американской экономики, на реализацию которого предполагается потратить сотни миллиардов долларов. Скорее всего, для работающих американцев это означает, что уже в ближайшее время их ждут налоговые послабления, а для безработных – что правительство Штатов будет создавать новые рабочие места.
Первыми на слова Барака Обамы отреагировали азиатские инвесторы. Они подняли местные индексы на пять-восемь процентов. Например, японский Nikkei поднялся по итогам торгов 8 декабря на 5,2 процента до 8322 пунктов. В Гонконге увеличение местного Hang Seng составило 8,7 процента, а индекс достиг отметки в 15 тысяч пунктов.
Европейские трейдеры проснулись уже после того, как торги в Азии завершились. Однако увидев то, как закрылись азиатские фондовые индексы, они также в спешном порядке стали скупать ценные бумаги. В итоге уже на открытии британский FTSE 100, французский CAC 40 и британский DAX поднялись на пять-шесть процентов. Затем положение на бирже более или менее стабилизировалось, а индексы "застряли" на достигнутых вершинах.
Россия не стала исключением из общего настроя, хотя имела все шансы им стать: в середине торговой сессии агентство Standard & Poor's объявило, что снизило суверенные рейтинги России на одну ступень, а прогноз по ним оставило "негативным". Это означает, что в ближайшее время рейтинг может быть еще раз снижен.
Обычно снижение рейтинга приводит к резкому падению биржевых показателей. Во-первых, пересмотр рейтинга страны фактически неизбежно приводит к пересмотру рейтингов государственных компаний и банков. В свою очередь, это приводит к тому, что коммерческим организациям становится тяжелее получить кредит за рубежом – ставки по кредитам для компаний из стран с низким рейтингом завышаются, а условия выдачи займов – ужесточаются.
Однако на этот раз такого падения не произошло. Можно даже сказать, что индексы РТС и ММВБ вообще никак не отреагировали на сообщение от Standard & Poor's. Еще в начале торговой сессии российские биржевые показатели выросли более чем на семь процентов, потом продержались на этих уровнях около часа-двух и затем стали потихоньку снижаться, продемонстрировав, что локальный максимум пройден и следует зафиксировать прибыль.
Новость от Standard & Poor's пришла около 15:00 по московскому времени. После этого РТС и ММВБ совсем незначительно просели, но потом снова начали расти и в итоге закрылись в сильном плюсе: РТС поднялся на семь процентов, а ММВБ - почти на 10 процентов.
Причин такого нестандартного движения российских индексов может быть несколько. Скорее всего, в стоимость многих российских акций, которые опустились до многолетних минимумов, уже заложено понижение рейтинга России. Дело в том, что Standard & Poor's еще в начале ноября объявило, что прогноз по рейтингу России ухудшен до "негативного".
Кроме того, не стоит забывать и о государственной поддержке финансовых рынков в России. Внешэкономбанк стал активным игроком на рынке еще в середине октября и с тех пор постоянно осуществляет денежные интервенции, не давая ценным бумагам опуститься ниже определенного минимума. Каков этот минимум, неизвестно – так же, как неизвестны и объемы вливаний на рынок со стороны государства в течение торговой сессии 8 декабря.
Наконец, третья причина заключается в том, что в современных условиях мирового финансового кризиса институт международных рейтингов для компаний в значительной степени обессмыслился. Сейчас компаниям из любой страны и с любым рейтингом взять кредит на международном рынке практически невозможно, а ставки по редким выдаваемым кредитам велики для всех. В такой ситуации компании больше надеются на помощь государства, которая от кредитного рейтинга зависит в самой малой степени.
Тем не менее, если не вдаваться в эти подробности, ситуация на РТС и ММВБ сложилась достаточно курьезная, ведь инвесторы, откровенно проигнорировав важную внутрироссийскую новость, оказались сверхчуткими к новостям из США. Именно такую ситуацию премьер-министр Владимир Путин назвал 1 декабря 2008 года "дискомфортной", отметив, что российские биржи чрезмерно зависят от настроений на зарубежных площадках. Впрочем, сказано это было в условиях падающего, а не растущего рынка и звучало скорее как жалоба, а не как угроза.
Дальнейшее движение фондовых показателей – как за рубежом, так и в России – будет во многом зависеть от того, как быстро команда Обамы разработает свой план спасения экономики и каким образом он будет связан с программой прошлой администрации. Вполне возможно, что как только инвесторы узнают подробности "плана Обамы", они начнут распродавать принадлежащие им акции. В конце концов, азбучный принцип инвесторов "покупай на слухах, продавай на новостях" еще никто не отменял.