Массовые беспорядки в греческих городах, поводом для которых стала гибель от пули полицейского 15-летнего Александроса Григоропулоса, на этой неделе не только не прекратились, но и переросли в крупнейшие за последние 25 лет общенациональные акции протеста, напоминающие восстание. Протестующих поддержали профсоюзы и оппозиция Греции, которые вывели на улицы тысячи человек с требованием отставки правительства и смены экономического курса.
Точные обстоятельства всколыхнувшего Грецию убийства подростка в Афинах до сих пор не ясны. В субботу, 6 декабря, наряд полиции столкнулся с группой из 30 воинственно настроенных молодых анархистов, которые стали забрасывать автомобиль стражей порядка булыжниками. Непонятно, был ли погибший членом этой группы, или, как утверждают некоторые источники, просто прохожим. Полицейские применили светошумовую гранату и ответили предупредительными выстрелами, как они заявили, в воздух.
Арестованный по обвинению в убийстве офицер полиции Эпаминондас Корконеас утверждает, что подросток погиб от случайного рикошета. По официально неподтвержденным пока результатам судебно-медицинской экспертизы, извлеченная из тела убитого пуля действительно сильно деформирована. Анархисты же заявляют, что выстрел был прицельным, кроме того, они обвинили офицеров в неоказании помощи пострадавшему.
За соучастие в убийстве арестован и напарник Корконеаса полицейский Вассилис Саралиотис. Обоим уже предъявлены официальные обвинения, до суда, дата которого еще не определена, они будут находиться за решеткой.
Вспыхнувшие вслед за известием о гибели юноши беспорядки охватили не только Афины, но и другие города Греции. Главными участниками продолжавшихся все выходные столкновений с полицией были молодые люди, в основном учащиеся и студенты различных учебных заведений страны. Протесты быстро переросли в погромы. Количество сожженных и разгромленных за выходные банков, магазинов, офисов, автомобилей в Афинах, Салониках и других городах исчислялось уже десятками.
Утром в понедельник, 8 декабря, стали поступать успокаивающие сообщения о постепенной нормализации обстановки. Однако вскоре появилась информация о том, что около 300 молодых людей громят офисы, магазины и автомобили вблизи полицейского управления в Салониках. Власти города были вынуждены закрыть на два дня все учебные заведения.
Акции протеста вспыхнули и за границами страны. В Берлине в греческое консульство ворвались 15 человек, захватившие приемную. На здании консульства был вывешен плакат "Греция — государство-убийца". В Лондоне полиция с трудом сдержала напор более сотни протестующих, которые пытались захватить здание посольства Греции. Демонстранты разорвали и сожгли греческий флаг, около 20 человек все-таки прорвались на террасу посольства и водрузили на здании флаг анархистов. Полиция Лондона сообщила о троих арестованных. Через день по случайности не загорелась бутылка с зажигательной смесью, брошенная в диппредставительство Греции в Москве, нападению подверглось греческое консульство в Париже.
Набирало обороты движение протеста и в самой Греции. Около тысячи человек вышли на демонстрацию в городе Трикала, 50 наиболее радикальных участников которой принялись громить находящиеся вблизи банки, магазины и автомобили. В полицейских снова полетели камни, три человека получили ранения. Беспорядки перекинулись и на туристические зоны, в числе которых острова Корфу и Крит.
Понедельник не принес спокойствия и Афинам. Более того, в городе стали появляться импровизированные баррикады. Была подожжена гигантская новогодняя елка, которая стояла напротив здания парламента. Полиция потеряла контроль над многими районами города, стражи порядка признавались, что просто боятся передвигаться небольшими группами и действуют только в составе крупных подразделений.
Признавая неспособность силовых структур обуздать волну погромов, министр внутренних дел и общественного порядка страны Прокопис Павлопулос подал в отставку, которая, впрочем, не была принята премьер-министром страны.
Впервые с начала беспорядков к акциям протеста открыто присоединились оппозиционные силы Греции. Организаторами демонстрации в Афинах и некоторых других городах страны выступили коммунисты. Под лозунгом "Террор не пройдет, за кризис ответит плутократия!" они выступили с требованием отставки правительства. В ответ на это премьер-министр Греции Костас Караманлис заявил, что массовые беспорядки организованы экстремистами, и пообещал навести порядок. Причем, по его словам, власти это сделают в память о погибшем подростке.
Демонстрация в Афинах, в которой вместе со студентами участвовали и преподаватели учебных заведений, вылилась в настоящий бунт: снова горели здания, автомобили и урны, в полицейских летели булыжники с мостовой и бутылки с горючей смесью. Те, в свою очередь, отвечали порциями слезоточивого газа и резиновыми дубинками. Массовый характер приобрело мародерство, разграблены были даже оружейные магазины.
Пожарные службы города не успевали реагировать на десятки вызовов, горели здания министерства иностранных дел, отели "Гранд Бретань" и "Афина Плаза". Сгорело также отделение Национального банка Греции.
Несмотря на заявления правительства о принятых мерах, во вторник, в день похорон погибшего Александроса Григоропулоса, признаков стабилизации обстановки также не появилось. На фоне потока сообщений о новых поджогах, актах вандализма и столкновениях с полицией, которые охватывали все новые районы Греции, конфликт стал все больше перетекать в политическую плоскость.
Лидер греческих социалистов Георгиос Папандреу призвал правительство уйти в отставку и провести досрочные выборы. Правящая правоцентристская партия "Новая демократия" имеет в парламенте большинство всего в один голос, к тому же она стремительно теряет популярность. В этих условиях вполне возможна победа на внеочередных выборах социалистов и формирование ими нового правительства.
Внесли свою лепту в политизацию и расширение конфликта и профсоюзы, которые отказались удовлетворить просьбу правительства и отложить, в связи с беспорядками, намеченную на 10 декабря общенациональную забастовку.
В своем обращении к политическим лидерам страны премьер Карамандис потребовал "безоговорочно осудить акты насилия" и заявил, что ответственность за социальную и, самое главное, политическую изоляцию организаторов беспорядков несут все политические силы Греции. Руководитель правительства призвал профсоюзы не дать анархистам возможность использовать законную борьбу трудящихся за свои права для совершения преступлений против граждан страны и их собственности.
Однако призыв премьера не был услышан, и в среду, 10 декабря, как и планировалось задолго до убийства подростка в Афинах, в Греции началась 24-часовая всеобщая забастовка против пенсионной реформы и снижения уровня жизни.
Организовавшие забастовку крупнейшие греческие профсоюзы CSEE и ADEDY объединяют около двух миллионов человек, что составляет половину всего трудоспособного населения Греции. После начала забастовки остановился государственный сектор и многие частные предприятия, прекратили работу авиадиспетчеры, в большинстве городов страны не функционировал общественный транспорт, не вышли газеты, закрылись банки и учебные заведения, демонстрации и митинги прошли по всей стране. Местом сбора в Афинах стала площадь Конституции, где через некоторое время в полицию вновь полетели бутылки с "коктейлем Молотова" и булыжники.
Столкновения молодежи с полицией снова происходили во многих районах города, в том числе у парламента и здания суда, у полицейских участков. За время беспорядков только в Афинах были подожжены более 100 зданий, частично или полностью разграблены 332 магазина, ущерб от актов вандализма исчисляется десятками миллионов евро. Арестованы более 200 человек, десяткам предъявлены обвинения в вандализме. По неполным данным, ранения получили 12 сотрудников полиции, количество пострадавших гражданских лиц неизвестно, очевидцы сообщали о нескольких сотнях раненых и отравившихся слезоточивым газом.
Убедившись в неспособности правоохранительных органов страны обеспечить общественную безопасность, многие хозяева мелких торговых точек и жители домов принимают меры самообороны, вооружаются бейсбольными битами для охраны своего имущества от мародеров.
Наблюдатели отмечают необычную толерантность греческой полиции, которая всегда жестко реагировала на силовые акции при проведении митингов и демонстраций. Высказываются мнения, что с одной стороны, органы правопорядка стараются избегать новых жертв, которые привели бы к эскалации конфликта. С другой стороны, есть подозрения, что такие массовые акции не могли быть делом рук кучки анархистов и были инспирированы спецслужбами для оправдания введения более жесткого режима в стране.
Левые настроения были всегда традиционно сильны в греческом обществе. Трудящиеся страны издавна умели отстаивать свои права и охотно вступали в борьбу за них. Неизменную симпатию вызывали у рядовых обывателей выступления молодежи и студентов под лозунгами социальной справедливости. Однако вполне возможно, что непрекращающаяся уже несколько дней волна насилия, погромов и беззакония способна произвести отрезвляющий эффект и заставить людей задать самим себе естественный вопрос: можно ли с помощью насилия и грубого нарушения порядка в обществе добиться действительного улучшения жизни как отдельно взятого человека, так и страны в целом? Не придется ли для наведения элементарного порядка на улицах вводить "железной рукой" суровые меры? Навсегда ли ушло в прошлое время "черных полковников"?
Владислав Гордеев