Суд американского города Филадельфия принял решение, согласно которому бизнесмен российского происхождения Андрей Могилянский, арестованный по подозрению в растлении малолетних и вовлечении их в проституцию, сможет выйти под залог. Хотя преступления, которые инкриминируются арестованному, были совершены в России, Соединенные Штаты намерены судить его на своей территории. Предполагается, что до суда Могилянский будет находиться под домашним арестом.
Об аресте преуспевающего бизнесмена, имеющего российское и американское гражданство и живущего в США, стало известно 4 декабря 2008 года. Если обвинения, выдвинутые против Могилянского, будут доказаны в суде, то по американским законам он вполне может отправиться в тюрьму на всю оставшуюся жизнь.
Широкую огласку дело Могилянского получило только после его ареста, однако на самом деле правоохранительные органы интересовались им давно. Сам подозреваемый, со слов его адвоката Джорджа Ньюмана (George Newman), знал, что в отношении него в США на протяжении нескольких лет ведется расследование.
Как сообщает Associated Press, защитник указал на это обстоятельство, ходатайствуя об освобождении клиента под залог: по мнению Ньюмана, если бы Могилянский был в чем-то виноват, он уехал бы из страны и попытался бы скрыться. Адвокат рассказал также, что его клиент уже внес половину залога, размер которого составляет 100 тысяч долларов, и сдал оба своих паспорта.
Еще одной важной деталью дела Могилянского является то, что за два года до его ареста в России уже были осуждены четыре человека, которых теперь называют его сообщниками.
Что известно в Америке
Из обвинительного заключения, вынесенного в США по делу Могилянского, следует, что его преступная деятельность, связанная с насилием над детьми, началась в 2002 году. Именно тогда предприниматель, совершая поездку в Россию, познакомился с россиянином Андреем Тарасовым. Вместе с ним и еще несколькими лицами (отмечается, что личности некоторых из них остаются неизвестными для американского правосудия), Могилянский организовал бизнес по оказанию интимных услуг.
Для поиска клиентов, отмечается в документе, был открыт сайт по адресу www.berenika.org (в настоящее время домен выставлен на продажу). Проституток, в числе которых были как взрослые, так и несовершеннолетние девушки, поселили в квартире в Москве. Кроме того, в распоряжении подозреваемых была еще одна московская квартира, в которой, как полагает следствие, происходили встречи девушек с клиентами.
По данным американских властей, несовершеннолетних девочек для своего бизнеса преступники подбирали из воспитанниц санкт-петербургского детского дома, которых затем перевозили в Москву. Могилянский, как следует из обвинения, выполнял роль инвестора: он якобы давал деньги на организацию притона, рассчитывая получать прибыль от его работы.
Более того, Могилянский обвиняется в том, что и сам вступал в сексуальные отношения с малолетними девочками, которых находили его сообщники. Делал он это, по данным следствия, в своей петербургской квартире во время приездов в Россию.
В обвинительном заключении уточняется, что всем девочкам, втянутым в преступный бизнес, было меньше 15 лет, а также, что их имена известны американским властям.
Что могут вспомнить в России
В июле 2006 года в Санкт-Петербурге был вынесен приговор членам преступной группы, занимавшейся похищением детей, которые затем вывозились в Москву для занятия проституцией. В банду входили двое мужчин, Андрей Тарасов (руководитель детского кружка, занимавшийся также съемками порнофильмов) и Павел Михалев (бывший учащийся духовной семинарии), и две молодые женщины, Анна Смирнова и Виктория Янисон. Примечательно, что эти девушки, как выяснилось в ходе следствия, сами в подростковом возрасте занимались проституцией. Повзрослев, они потеряли привлекательность для клиентов-педофилов и решили поучаствовать в оказании интимных услуг уже в новом качестве.
Именно Смирнова и Янисон искали будущих проституток среди неблагополучных детей: сирот из приюта, сбежавших из дома беспризорников и так далее. Детей кормили и одевали, обещали им хороший заработок и отправляли в столицу.
Мужская половина группировки, Тарасов и Михалев, и сами вступали в связь с похищенными детьми, среди которых, судя по публикациям, появившимся после суда, были не только девочки, но и мальчики.
По данным газеты "Невское время", которая освещала суд над сутенерами, раскрыть банду удалось после того, как из московского притона сбежала 13-летняя девочка. Вернувшись домой, в Петербург, она пошла в милицию. В результате четверо членов преступной группы были арестованы и позднее приговорены к срокам от восьми до пятнадцати лет.
Следует отметить, что уже тогда в российской прессе упоминался некий главарь банды, живущий в США. Судя по всему, следователи, занимавшиеся делом банды сутенеров, знали о существовании Могилянского и о его возможной причастности к организации преступного бизнеса. Предприниматель, однако, уехал в США и стал недосягаем для российского правосудия.
Совместными усилиями
Тем не менее, подозрениями в отношении Могилянского заинтересовались и на второй родине бизнесмена, где в отношении него было начато расследование. После ареста подозреваемого Следственный комитет при прокуратуре (СКП) РФ отправил в США своих следователей, чтобы те поделились с американскими коллегами имеющейся информацией и помогли им собрать все необходимые улики против Могилянского.
В настоящее время предпринимателю предъявлены обвинения по четырем эпизодам. Согласно американскому законодательству, по каждому из них Могилянскому грозит до 30 лет лишения свободы. Возможно, предпринимателю еще придется пожалеть, что он предпочел американское правосудие российскому, ведь его предполагаемые подельники получили куда как меньшие сроки.
Люся Мовсесян