Одна из ведущих мировых маркетинговых компаний – японская Dentsu – 15 декабря объявила о создании в России своего представительства. Японцы начнут бизнес не с нуля – вместе с российскими инвесторами они приобрели "дочку" "Видео Интернешнл" Smart Communications. Полноценному выходу Dentsu на отечественный рынок не помешал даже мировой финансовый кризис.
О том, что японцы собираются обосноваться на российском рынке, мировые информагентства со ссылкой на свои источники узнали еще 14 декабря. На следующее утро российские деловые СМИ поддержали зарубежных коллег и сумели выяснить, что Dentsu намерена объявить о слиянии со Smart Communications. Подробности сделки должны были быть раскрыты на пресс-конференции, состоявшейся также 15 декабря.
Впрочем, почти ничего нового об особенностях сделки журналисты, собравшиеся на конференции, не узнали. Так, стороны не раскрыли ни сумму сделки, ни каких-либо подробностей о составе акционеров новой компании – Dentsu-Smart. Известно только, что 51 процент акций будет принадлежать японцам, а вот как распределятся другие 49 процентов между российскими акционерами – президентом Трансконтинентальной медиакомпании Александром Митрошенковым и президентом Smart Communications Александром Романовым – неясно.
О том, что "Видео Интернешнл" не будет держаться за Smart Communications до последнего, стало известно еще в 2007 году. Как отмечает газета "Коммерсант", еще в 2006 году "Видео Интернешнл" публично объявило, что намерено сконцентрироваться исключительно на продаже рекламы. Агентство полного цикла Smart Communications тут же превратилось в актив непрофильный – эта компания как осуществляет закупки рекламы, так и занимается креативными разработками.
Dentsu впервые вышла на российский рынок в 1991 году. Тем не менее, в конце 1990-х годов офис компании в России был закрыт – сказался финансовый кризис 1998 года, который привел к сокращению рекламного рынка. Только семь последующих лет резкого роста убедили Dentsu в том, что пора возвращаться на российский рынок: в 2005 году компания возобновила работу представительства в России, причем почти сразу же начала сотрудничать со Smart Communications и "Видео Интернешнл".
Суть сотрудничества заключалась в том, что японская компания "передавала" своих клиентов российским компаниям, в результате чего в Smart Communications получила солидные заказы от японцев, в первую очередь, от Toyota.
Теперь Dentsu захотела разрабатывать и продавать рекламу самостоятельно – тем более, что японские компании все активнее выходят на российский рынок. Например, та же Toyota в 2007 году запустила собственное производство в Ленинградской области. Это означает, что в российский рынок поверили не только рекламодатели, но и их ключевые клиенты.
Скорее всего, в ближайшее время Dentsu-Smart сосредоточится на своих японских клиентах. Новой компании перешли все активы и контракты Smart Communications, что позволило ей сформировать большую часть бюджета на 2009 год. В условиях кризиса "наследство" особенно актуально – при создании японцами своего представительства с нуля рекламщики рискнули бы остаться без заказов.
На пресс-конференции участники сделки признались, что работа над слиянием шла не один месяц. Поэтому резкое обострение мирового финансового кризиса никак не смогло повлиять на сделку – ни подтолкнуть стороны к сотрудничеству и оптимизации расходов, ни отпугнуть японцев от российского рынка.
Из-за длительной проработки случился и один досадный казус. В пресс-релизе компаний, посвященном слиянию, сказано, что российский рекламный рынок, еще в 2007 году занимавший 13 место в мире по общему объему расходов, к 2010 году выйдет на шестое место, развиваясь динамичнее других. Однако в середине декабря такой прогноз явно выглядит анахронизмом – из-за финансового кризиса речь в 2009 году пойдет не об увеличении рынка, а о его стагнации или даже уменьшении объемов.
Свой новый прогноз в Dentsu-Smart не огласили, отметив, что сейчас говорить о перспективах рынка достаточно сложно, а тенденция к замедлению рекламного бизнеса существует не только в России, но и во всем мире.
Выход на российский рынок одного из крупнейших игроков на рынке маркетинга может положительно сказаться на всех. Так, российские компании получат еще одну возможность для рекламы своих услуг, в том числе и за рубежом. На самом рекламном рынке усилится конкуренция, что может привести к появлению более качественной рекламы. Для обычных же россиян пришествие Dentsu означает, что рекламы в ближайшее время, скорее всего, будет больше. Впрочем, если она будет похожей на такую или такую, то, скорее всего, никто не будет против.