В министерстве внутренних дел Ирака прошли массовые аресты. Около 35 человек были заподозрены в подготовке государственного переворота и попытках возродить запрещенную партию "Баас". В Ираке эти аресты связывают с тем, что действующий премьер-министр Нури аль-Малики всеми способами хочет удержать власть после ухода из страны американских и британских войск.
Подконтрольное аль-Малики контртеррористическое подразделение проводило аресты в начале недели. Большинство арестованных отвечали за деятельность полиции, однако среди уличенных в попытках свергнуть нынешнюю власть оказались и четыре генерала.
Как сообщает The New York Times, некоторые из арестованных состояли в организации "Аль-Авда" ("Возвращение"), которая считается преемницей партии Саддама Хусейна "Баас". "Баас", находившуюся у власти более 30 лет, запретили в 2003 году после вторжения в Ирак американских войск.
Тем не менее, многие в стране лелеяли надежду возродить эту партию. Большинство членов "Баас" были, как и Хусейн, суннитами, хотя среди арестованных оказались как сунниты, так и шииты.
По данным The Washington Post, "Аль-Авда" противостоит правительству аль-Малики. Сообщается, что при обыске у арестованных нашли крупные суммы денег. Предположительно, члены "Аль-Авда" вербовали и подкупали других чиновников из министерства внутренних дел.
О серьезности этой спецоперации говорит то, что она была проведена силами элитного подразделения, которое вряд ли бы стали направлять для поимки рядовых преступников. Произошедшее выглядит как победа молодой иракской демократии над мятежниками-злодеями. Но все не так однозначно.
Осведомленный источник The New York Times в иракской полиции утверждает, что в прошедших арестах есть политическая подоплека. По его словам, арестованные были простыми гражданскими служащими, которые к тому же практически не знали друг друга. Кроме того, те из них, кто когда-то состоял в "Баасе", были всего лишь рядовыми членами партии.
Интересно, что руководит министерством внутренних дел амбициозный политик Джавад аль-Болани (Jawad al-Bolani), который активно продвигает к власти собственную светскую конституционную партию. Кроме того, на январь 2009 года в Ираке намечены местные выборы, которые, как опасаются власти, могут дестабилизировать и без того шаткую ситуацию в стране.
Существует предположение, что подчиненные аль-Малики силовики и раньше проводили "политические" рейды. В частности, им приписывают проведение спецоперации в офисе губернатора провинции Дияла летом этого года. Тогда был убит наемный служащий и арестован сотрудник местного совета, который является суннитом. Эти события повлекли за собой массовые акции протеста, в ходе которых были арестованы и другие политики-сунниты.
Кроме того, в последние месяцы были арестованы несколько последователей шиитского духовного лидера Муктады аль-Садра, которые считались оппозицией действующему премьеру. Их обвинили в террористической деятельности.
Именно поэтому последние аресты можно расценивать как намек аль-Болани, которого, кстати, в тот момент в стране не было, что 35 человек из его министерства - это не предел и далеко не конечная цель.
Для аль-Малики положение усугубляется тем, что из Ирака постепенно уходят войска коалиции, которые удерживают страну от очередной революции. Так, премьер-министр Великобритании Гордон Браун подписал со своим иракским коллегой соглашение, согласно которому британские войска покинут Ирак к концу июля 2009 года, оставив американцев практически в одиночку. Британцы и раньше пытались выйти из этой войны, так как сразу две кампании - в Ираке и в Афганистане - были для них слишком тяжелым бременем. Однако регулярные бои в сфере ответственности Лондона, Басре, все время мешали этому.
Да и США с приходом новой администрации во главе с Бараком Обамой не станут затягивать с выводом своих войск, понимая всю бессмысленность дальнейшей траты денег на Ирак. Не так давно американцы подписали аналогичный с британским договор о безопасности, который предусматривает постепенную передачу Ираку заключенных, находящихся в американских военных тюрьмах. Полный вывод войск США намечен на конец 2011 года.
Действующий премьер, который имеет репутацию сильного лидера в основном благодаря США, понимает нестабильность своего положения. Американцы играют в Ираке все меньшую роль, предоставляя местным властям все больше самостоятельности, что дает неплохой шанс политическим противникам аль-Малики побороться за власть.
Для премьер-министра сейчас самое простое - это обвинить неугодных в терроризме или сотрудничестве с "Баас" и изолировать их в тюрьме, загоняя остальную оппозицию в подполье. То, что это не последние аресты, сомневаться не приходится. Однако нет уверенности в том, что они возымеют какой-либо эффект. До политической стабильности Ираку еще далеко.