18 декабря в Грузии завершила работу парламентская комиссия, созданная несколько месяцев назад для расследования обстоятельств августовской войны. В целом она подтвердила официальную версию грузинских властей, согласно которой война в Южной Осетии была развязана Россией. В то же время члены комиссии (в нее входили как представители парламентского большинства, так и оппозиционеры) обратили внимание на целый ряд ошибок, просчетов и недоработок, допущенных руководством страны до начала вооруженного конфликта и в ходе военных действий.
Комиссия была создана в конце сентября по требованию оппозиции. Ее возглавил депутат Паата Давитая - бывший член "абхазского правительства в изгнании" и лидер движения "Мы сами", представляющего интересы беженцев из Абхазии. Для дачи показаний в комиссию были вызваны члены правительства, представители военного руководства и президент Михаил Саакашвили.
Сенсаций в их заявлениях, в общем, не было. Единственным исключением стало выступление бывшего посла Грузии в РФ Эроси Кицмаришвили. В комиссию его, кстати, не приглашали, однако он явился сам: Кицмаришвили заявил депутатам, что грузинское руководство планировало военные операции как в Южной Осетии, так и в Абхазии. Правда, доказательств своих слов он не представил. В итоге парламентарии ограничились тем, что поручили прокуратуре проверить некоторые его утверждения.
Комментируя работу комиссии в конце ноября, ее председатель Паата Давитая дал понять, что не намерен использовать расследование против Саакашвили. Он заявил, что не считает президента виновным в августовской войне и не видит оснований для его отставки.
Как следует из итогового отчета, наиболее существенным промахом, допущенным властями до начала конфликта, стала их неспособность выдворить из Абхазии и Южной Осетии российских миротворцев. По словам депутатов, руководство страны должно было "официально делигитимизировать" российский миротворческий контингент, находящийся в этих регионах, однако не сделало этого. "В результате Россия превратила миротворцев в полномасштабного участника агрессии, осуществленной против Грузии", - отмечают они.
Официальный Тбилиси, напомним, неоднократно пытался избавиться от миротворцев, заявляя, что они утратили нейтральный статус и поддерживают сепаратистов. Парламент Грузии обращался к правительству с требованиями "немедленно" принять все необходимые меры, однако толку от этого было мало. Все попытки блокировались как Россией, так и властями самопровозглашенных республик, заявлявших, что они доверяют только российским военным и никого другого на свою территорию не пустят. Кстати, выступая перед комиссией, госминистр Грузии по реинтеграции Темур Якобашвили заявил, что власти планировали активизировать решение этого вопроса, однако не стали этого делать, поддавшись уговорам "западных партнеров". Последние, по словам чиновника, "настоятельно просили" не выгонять миротворцев, опасаясь обострения обстановки.
К самой войне (и это, наверное, главный вывод комиссии) грузинские власти не были готовы. В отчете отмечается, что руководству страны неоднократно поступали разведданные о возможном проведении Россией военной операции, из зон конфликта все чаще поступали сообщения о перестрелках. "Однако оказалось, что власти страны не ожидали агрессии такого масштаба, - говорится в тексте. - В результате Совет безопасности не имел адекватного плана действий, и с утра 7 августа (с этого времени, по данным грузинских властей, Россия начала перебрасывать войска в Южную Осетию - примечание Ленты.Ру) был вынужден действовать в форс-мажорном режиме".
Тот факт, что Грузия не была готова к масштабному вторжению российских войск, признали многие из тех, кто давал показания в связи с расследованием. Начальник Объединенного штаба ВС Грузии Заза Гогава, выступая перед депутатами, сослался на то, что в вооруженных силах еще в 2005 году была ликвидирована служба разведки, в результате военные были лишены необходимой информации. Министр обороны Давид Кезерашвили рассказал, что в Объединенном штабе разрабатывались какие-то планы по отражению возможного нападения со стороны России. Однако такой сценарий считался маловероятным, поэтому всерьез к нему никто не готовился.
Грузинской армии комиссия высказала целый ряд замечаний. Депутаты, в частности, обратили внимание на то, как армия отступала. Отметим, что министр обороны, комментируя этот вопрос, заявил, что ни о каком "бегстве" речи не было. "Это был сознательный отход, осознанное решение", - отметил он. Назвать, конечно, это можно по-разному. Вот только в результате "осознанного отхода" добычей наступавших российских войск становились брошенная техника и целые военные базы, а населенные пункты оставались без защиты.
По мнению комиссии, определенную вину в этой ситуации несет Объединенный штаб, который не разработал план организованного отступления. "Этот факт указывает на слабость в планировании боевых операций со стороны Объединенного штаба", - говорится в тексте. Кстати, в начале ноября Гогава был отправлен в отставку (впрочем, серьезных претензий к нему власти предъявлять не стали: увольняя его, Саакашвили поблагодарил его за профессиональное отношение к делу, а вскоре бывший начальник Объединенного штаба получил новую работу - его назначили руководителем пограничной полиции).
Отвечая на вопрос о том, почему армия всерьез не подготовилась к обороне грузинской территории, Давид Кезерашвили заявил, что подготовка такого рода вызвала бы "панику среди населения". "Это означало бы построить фортификационные сооружения от Гори до Тбилиси, от абхазской границы до Кутаиси, - отметил он. - Мы не считали такое возможным, поскольку это создало бы панику".
Расчеты такого рода не оправдались: учитывая, что плохо сработала система гражданской обороны, оповещения и эвакуации населения, жителям Грузии пришлось полагаться на слухи и противоречивые сообщения о ходе войны. Они как раз способствовали появлению панических настроений. Можно вспомнить инцидент 11 августа, когда в Тбилиси стали распространяться слухи о том, что к городу движутся российские подразделения. Вскоре выяснилось, что танки, замеченные к западу от столицы, оказались грузинскими, однако к этому времени, как сообщали СМИ, "сотни людей уже пытались покинуть город всеми возможными путями".
На плохую работу системы ГО комиссия обратила особое внимание. Как отмечается в отчете, основные задачи гражданской обороны, оповещение и эвакуация, "были выполнены с большими погрешностями". По информации депутатов, планы гражданской обороны в различных ведомствах либо не существуют вообще, либо "носят формальный характер". Из тех, кто выступал перед комиссией, на этой теме остановился, в частности, мэр Тбилиси Гиги Угулава. По его словам, в случае если бы российские самолеты подвергли город бомбардировке, жители могли бы укрыться в метро (сотрудники метрополитена, как отметил чиновник, готовы были к такой ситуации).
В то же время он обратил внимание на то, что основная часть бомбоубежищ, которыми располагала столица в советские времена, в настоящее время не может использоваться по назначению (часть объектов, например, была продана). В этом смысле Грузия не исключение (Латвия, например, планирует вообще отказаться от бомбоубежищ и таким образом сэкономить на их эксплуатации). Однако если другие страны исходят из предпосылки, что войны на их территории не будет, то Грузия, как выяснилось в августе, должна учитывать и другие сценарии.
Одно из основных замечаний, высказанных в отчете, касается системы резервистов. Министр обороны, выступая ранее перед комиссией, рассказал, что в 2007-2008 годах в Грузии были подготовлены 35 тысяч резервистов, из них 25 тысяч прошли переподготовку, потрачено на них было (на подготовку, вооружение и тому подобное) около 50 миллионов лари (около 35 миллионов долларов). И вот эта система, по мнению парламентской комиссии, в ходе войны продемонстрировала "полную неадекватность".
Комментируя этот вопрос, начальник Объединенного штаба Грузии переадресовал претензии местным органам власти: по его словам, именно они несут ответственность за мобилизацию и транспортировку резервистов. Впрочем, он признал, что эффективно использовать резервистов в ходе войны не удалось и потому, что в армии не оказалось квалифицированных офицеров, способных управлять этим процессом.
Напомним, что вскоре после начала войны (8 августа) Михаил Саакашвили объявил всеобщую мобилизацию резервистов. В число тех, кого забирали и свозили в Гори (город неподалеку от южноосетинской границы, где располагался оперативный штаб), попали и совсем молодые люди, не имевшие боевого опыта. На следующее утро, когда российские самолеты уже бомбили грузинские военные объекты, одна из бомб упала на территории воинской части, где разместили резервистов. Несколько человек погибли, после этого, как сообщал "Кавказский узел", резервистов стали отпускать: некий офицер велел им возвращаться домой. За некоторыми, как сообщалось, в Гори приехали родители.
Депутаты, входившие в состав комиссии, обратили внимание и на неполадки в системе военной связи, имевшие место во время войны. Об этом подробно рассказал Гогава, выступая перед парламентариями. По его словам, одной из "самых больших ошибок" стало то, что солдаты во время боевых действий пользовались мобильными телефонами. "Не было запрещено использование мобильной связи, что негативно отразилось на самих солдатах", - отметил он, пояснив, что в бою мобильники "деморализуют и расслабляют". Напомним, что записи, сделанные грузинскими солдатами на камеры мобильных телефонов, позднее были использованы в качестве доказательств российскими и южноосетинскими силовыми структурами, которые обвинили грузинских военных в геноциде, массовых убийствах и других преступлениях.
При этом начальник Объединенного штаба отметил, что Грузия располагает новейшими системами связи Harris, однако во время войны эту технику не смогли эффективно применить (сложная система, как пояснил Гогава, была освоена далеко не всеми, кто должен был ею пользоваться). В результате ее (в определенной степени) заменили мобильники. Аналогичная ситуация, по его словам, сложилась и со стрелковым оружием. Грузинская армия имела на вооружении американские винтовки M4. Однако в чрезвычайной ситуации, как рассказал Заза Гогава, командование решило, что солдатам лучше пользоваться проверенным оружием: так что было приказано использовать автоматы АК-74. Все это, по его словам, свидетельствует о том, что о "внедрении стандартов НАТО" в грузинской армии, говорить пока можно с большими оговорками.
Критика в отношении грузинской армии на днях прозвучала и из США. Газета The New York Times раздобыла несколько глав из секретного отчета Пентагона, посвященного вооруженным силам республики. Если верить источнику, в отчете им дается неудовлетворительная оценка: отмечается, что они излишне централизованы, решения там принимаются импульсивно, отсутствует четкая структура управления, плохо поставлено дело с разведкой. Помимо прочего авторы доклада обращают внимание на то, что представители военного командования Грузии назначаются на высокие должности благодаря личным связям (профессиональные качества, как следует из отчета, при этом отходят на второй план).
У руководства Грузии достаточно оснований для того, чтобы прислушаться к критике. В ближайшее время, как утверждают представители руководства республики, Грузия планирует заключить с США некое соглашение о военном сотрудничестве. Считается, что оно станет своего рода компенсацией для республики, которой страны-члены НАТО в декабре в очередной раз отказались выдать приглашение (План действий по членству).
Детали пока неизвестны, равно как и сроки, когда такой документ может быть подписан. Однако в интересах грузинского руководства, очевидно, заняться "работой над ошибками" в системе вооруженных сил, не дожидаясь очередного замечания из Вашингтона (пусть даже неофициального).
Парламентская комиссия, со своей стороны, направила властям ряд рекомендаций. В частности, Совету безопасности предлагается пересмотреть концепцию национальной безопасности, а также разработать эффективную систему гражданской обороны. Министерство обороны, в свою очередь, должно будет наладить систему связи, а правительство - систему ПВО. Профильные комитеты парламента будут следить за тем, как выполняются эти рекомендации.