Бывший СССР
18:30, 22 декабря 2008

"Махинатор" против "авантюристки" Ющенко и Тимошенко вступили в открытую войну

Президент Украины Виктор Ющенко покрывает проводимые Национальным банком Украины махинации с валютой, причем он сам и его ближайшее окружение получают от этого бакшиш, объявила премьер-министр страны Юлия Тимошенко на брифинге в субботу. "Она стояла за спиной у меня на Майдане не ради борьбы за украинские идеалы. Она стояла за себя. Это авантюрист в политике, который будет топить всех, потому что ей нужно одно – безграничная власть", - ответил на премьерскую любезность глава государства спустя день. Война, о которой так много говорили на Украине, началась.

Я тебя ненавижу!!!

Вообще-то отношения Юлии Владимировны и Виктора Андреевича в последние годы безоблачными никак не назовешь. Президент и его секретариат винили премьера в высочайшей инфляции (более 20 процентов), в предательстве интересов Украины (после ее нежелания поддержать Грузию в войне против России), в создании препятствий построению энергетической независимости страны (после ее конфликта с американской компанией Vanco, получившей СПР на разработку черноморского шельфа).

Тимошенко и ее команда отвечали той же монетой - Ющенко припоминали, что он нежился в Крыму, когда запад Украины тонул в наводнениях, препятствовал нормальной работе кабинета министров, издавая указы, приостанавливающие действие решений правительства, мешал воссозданию коалиции в Раде, испортил отношения с Россией и, естественно, мешал все той же энергонезависимости, поддерживая посредническую компанию RosUkrEnergo, занимающуюся поставками природного газа в страну.

Этим список взаимных обвинений, конечно, не исчерпывается, были и почти ежедневные мелкие уколы, но на них украинцы уже перестали и внимание обращать.

При этом одним из главных негласных табу для публичных пререканий оставалась тема "оранжевой революции", когда оба политика рвались во власть в одной упряжке.

Но в субботу церемонии были отброшены. Тимошенко дала первый залп "по святому", заявив, что погорячилась, поддерживая Ющенко на Майдане, так как теперь он "опустился до такого уровня, что даже стыдно называть его фамилию". Ющенко ответил упомянутым уже высказыванием об авантюризме премьера и добавил, что в 2004-м году у него, всего такого честного и демократически настроенного, спрашивали, почему "воровка" Тимошенко стоит рядом с ним на трибуне. А он, дескать, отвечал, что суд ее виновной не признавал, поэтому - пускай себе стоит.

Про то, что именно победа Ющенко позволила Юлии Владимировне въехать в премьерский кабинет, и о том, что именно Тимошенко, развив бешеную активность, протолкнула еле живого на тот момент Виктора Андреевича в президенты, бывшие соратники, понятное дело, вспоминать не хотят.

До последнего времени публичными обвинениями в уголовно наказуемых деяниях, аморальном поведении и прямыми оскорблениями стороны предпочитали не обмениваться. Дело даже не в том, что неприязнь между ними была недостаточно сильной, а в том, что оставались надежды на реанимацию "демократической" коалиции в Верховной Раде. Полная дискредитация будущего партнера в будущем могла бы негативно отразиться и на самом дискредитируещем.

Катализатором политической активности на берегах Днепра стали сразу несколько событий: локальная, но убедительная победа Тимошенко над Ющенко в Верховной Раде, набивший уже всем оскомину экономический кризис, и, разумеется, приближение Нового Года (со всеми газовыми вытекающими).

Руины в Раде

Депутатская фракция "Наша Украина - Народная самооборона", до недавнего времени носившая неофициальный титул "пропрезидентская", фактически приказала долго жить. "Наша Украина", которую недавно лично возглавил Виктор Андреевич, категорически отказалась вступать в коалицию с Блоком Литвина и Блоком Юлии Тимошенко. "Народная самооборона", электоральные перспективы которой в случае досрочных выборов весьма призрачны, оказалась сговорчивее и перешла под эгиду нового покровителя в лице премьера.

Роман Зварыч. Фото Марии Масич, "Киевград"
Lenta.ru

В результате половина НУНС оказалась в коалиции, другая половина - в оппозиции. Произошедшее вызвало небольшое постотрясение в НУНС, в результате которого руководитель фракции Вячеслав Кириленко и его заместитель, стойкий ющенковец Роман Зварыч, подали в отставку. Причем последний, будучи в расстроенных чувствах, назвал формирующуюся коалицию "дебильной".

Оценка, пожалуй, чересчур эмоциональная, но нечто странное в сколоченной Юлией Владимировной коалиции просматривается: большинство от списочных 450 депутатов Рады будет как минимум 226. Но на данный момент "большинство" - это всего 212 депутатов. Тем не менее Тимошенко заявляет, коалиция действует. Учитывая тот факт, что речь идет о такой сложной материи, как украинская политика, отчасти с ней можно согласиться, так как в местных условиях "альтернативная" арифметика порой работает лучше традиционной. В данном случае из номинального реальным большинство делают 27 голосов коммунистов, с которыми, похоже, большинство намерено так или иначе договариваться.

Как бы то ни было, большинство (которое на самом деле - меньшинство) сформировано, и оно явно не собирается выполнять норму закона, согласно которой новая коалиция должна отправить в отставку предыдущего премьера и представить нового - своего. Объясняется это тем, что, в сущности, формат коалиции остался неизменным (за вычетом НУ и добавкой в виде литвиновцев).

Президента такие объяснения не устраивают - он жаждет уволить Тимошенко и негодует из-за нехватки искомых 226 депутатов в коалиции. Но последний рычаг его влияния в Раде - НУНС - сломался пополам.

Тем временем у Тимошенко, склеившей какое-никакое большинство в парламенте, сразу зачесались руки выкопать топор войны: она объявила, что первоочередной ее задачей будет увольнение давнего соратника Ющенко - председателя Национального банка Владимира Стельмаха. Тем более, он сам уже давно напрашивался на неприятности.

Валютный бой

Присутствие кризиса жители Украины почувствовали в первую очередь благодаря пунктам обмена валют, которые, к радости заезжих туристов, щедрой рукой разбросаны по городам и весям Незалежной. С начала сентября доллар, занимающий почетные верхние строки в таблицах сегодняшних курсов, резко пополз вверх. Причем скорость, с которой это происходило, вызвала столь же бодрое движение бровей украинцев - в том же направлении.

Буквально за три месяца американская валюта по отношению к национальной укрепилась почти вдвое. Доллары стали не просто дефицитом - их вообще не стало. Обменники стали работать почти исключительно на прием, люди собирались в очереди, ожидая появления ненормального, готового продать Франклина, Гранта или хотя бы Гамильтона, чтобы тут же его выкупить - пусть даже по не слишком выгодному курсу.

При этом Национальный банк то поддерживал гривну, выходя на межбанковский рынок, то отпускал ее в свободное падение. Чем он при этом руководствовался - для большинства людей оставалось загадкой. Стали появляться непонятные директивы: сначала о скором закрытии части обменников, потом об отмене приказа о закрытии. Неясности были и в том, по каким критериям Нацбанк определял, каким коммерческим банкам предоставлять стабилизационные кредиты на поддержание ликвидности, а каким - нет.

Все это не добавляло валютному рынку стабильности. В Стельмаха полетели стрелы - как из правительства, так и со стороны местной прессы и простых людей.

Нацбанк вяло огрызался в том духе, что он лишь фиксирует курс, а определяет его конъюнктура, складывающаяся под воздействием экономической политики, проводимой правительством. В секретариате Ющенко поддакивали: да, мол, за крах национальной валюты отвечает кабинет министров.

Такой "перевод стрелок" заставил Тимошенко напрячься. В правительстве, подготовились, собрали информацию, и в субботу же премьер дала второй залп - по Стельмаху и Ющенко разом.

Владимир Стельмах. Фото Марии Масич, "Киевград"
Lenta.ru

По ее словам, два товарища планировали осуществить такую схему: Национальный банк Украины эмитировал 40 миллиардов гривен, часть из которых досталась банку "Надра", принадлежащему бизнесмену Дмитрию Фирташу (по совместительству - совладельцу RosUkrEnergo). На эти средства, как подозревает премьер-министр Украины, банк "Надра" скупил валюту по курсу Нацбанка, то есть ниже рыночного. При резком обрушении курса гривны "Надра" может продать эту валюту, что приведет к тому, что он получит значительно больше средств в национальной валюте, чем у него было ранее. Если же после этого курс гривны "поднять", то и долларов банк сможет купить гораздо больше.

Для того, чтобы не казаться голословной, премьер обратилась в неправительственную организацию Global Witness, которая, по ее замыслу, должна подтвердить обоснованность обвинений. Резюмировала свое послание Тимошенко так: она переходит в оппозицию Национальному банку и президенту, а Стельмах и Ющенко должны уйти в отставку. Причем как можно скорее.

Для Ющенко произошедшее, похоже, стало настоящим нокдауном. Во всяком случае, его ответная речь в воскресенье звучала несколько путано: "Это нужно просто не иметь никакого, даже среднего образования, чтобы знаете, манипулировать вещами, я так думаю, что она не может сформулировать даже значения этой терминологии". Перевод на русский: "Да она вообще ни черта в этом не соображает, так что пускай молчит!" Не слишком убедительное опровержение.

Другой фигурант разоблачений Тимошенко - Дмитрий Фирташ - поступил более взвешенно. Он сказал, что его банк ничего противоправного не совершал, и подал на премьера в суд. "В этой стране за 16 лет ни один чиновник никогда не отвечал за свои поступки. Я бы очень хотел, чтобы это стало очень понятным ответом для всех", - поделился бизнесмен.

Пока же наблюдатели сходятся в том, что премьер переиграла на "валютно-кризисном" поле президента, усадив его в одну лодку с главой Нацбанка и швырнув туда камень обвинений. Теперь главная задача Ющенко и Стельмаха - не потонуть. Кстати, глава государства, скрепя сердце, в этой ситуации может и избавиться от "балласта" в виде главы Нацбанка, что опять же на руку премьеру. Правда, Ющенко, похоже, уже придумал, как отыграться на газовом - то есть традиционно премьерском - поле.

Газават

Переговоры правительства и Нафтогаза Украины с "Газпромом" о поставках топлива в 2009 году идут, мягко говоря, туго. Российская монополия по сложившейся уже предновогодней традиции винит партнеров в срыве сроков оплаты уже поставленного газа и неспособности найти конструктивное решение по ценам на следующий год.

Газораспределительная станция на Украине. Фото пресс-службы "Нафтогаза Украины"
Lenta.ru

В Москве открытым текстом говорят, что, по-видимому, в новогоднюю ночь вентиль будет перекрыт, так как "будут отсутствовать юридические основания для осуществления поставок газа на Украину". В Европе заранее волнуются, понимая, что транзитеры, как уже водилось, направляемое на Запад топливо могут и присвоить. Заверениям Украины в том, что она "надежный партнер", рады, но как-то не очень верят.

В этой ситуации Ющенко решил выйти на арену. Его пресс-секретарь Ирина Ванникова заявила, что президент уверен: только его личное вмешательство позволит снять напряженность и добиться подписания контракта с российским газовым гигантом. При этом команда Ющенко уже и цену придумала: около ста долларов за тысячу кубометров, что значительно ниже 179 долларов, которые Киев платит за газ в текущем году. И, естественно, не идет ни в какое сравнение с 400 долларами, о которых говорили в "Газпроме" ранее.

На что именно рассчитывает Ющенко, уверенно говоря о своих возможностях урегулировать газовый спор, неясно. Может, на опасения Москвы за транзит или на ее желание наказать Тимошенко за срыв формирования комфортной для России коалиции БЮТ+Партия регионов.

Интересную версию приводит "Независимая Газета". По словам источника издания, близкого к правительству, Ющенко заинтересован в том, чтобы продолжить сотрудничество с RosUkrEnergo. В этой связи один из возможных сценариев предполагает, что в течение двух недель окружение президента и Дмитрий Фирташ найдут возможность урегулировать газовые проблемы и даже подпишут сенсационный контракт (по крайней мере на первый квартал 2009 года) с ценой газа в 100 долларов за тысячу кубометров, пишет газета.

При этом трудно, конечно, представить, какие такие эксклюзивные блага украинский президент может предложить России в обмен на столь низкую цену газа. Но и полностью исключить любой вариант развития событий в делах, так или иначе затрагивающих Украину, нельзя.

Автомобиль с символикой акции "Достали!". Фото из ЖЖ-дневника одного из организаторов
Lenta.ru

А в том случае, если президент Украины действительно добьется заключения газового контракта с Россией, Тимошенко будет публично посрамлена, все ее вояжи в Москву будут объявлены чем угодно, но только не стремлением договориться с "Газпромом".

Кроме того, в преддверии президентских выборов энергозависимый крупный украинский бизнес обязательно обратит внимание на того из политиков, кто сумеет добиться бесперебойного снабжения предприятий жизненно необходимым им топливом по приемлемым ценам. Это сулит "победителю тендера" дополнительное финансирование предвыборной кампании.

Сохранение в деле ненавидимого премьером RosUkrEnergo могло бы стать дополнительным приятным бонусом для Виктора Ющенко. Ведь желание растолкать всех тех, кто сейчас толпится у российской трубы, и "перейти на заключение прямых контрактов" - это нескрываемая мечта Юлии Владимировны. Эта цель неоднократно ею декларировалась как один из приоритетов.

И о погоде

Война между Ющенко и Тимошенко, переросшая из скрытой стадии в открытое побоище, похоже, обернется горами политических трупов и морями - но не крови, а другой субстанции, традиционно выливаемой друг на друга политиками. Украинским гражданам можно было бы позавидовать - их ждет искрометное шоу. Однако страна близка к дефолту, газовых контрактов нет, а мороз тем временем крепчает. Наверное именно поэтому 22 декабря прозвучал первый звонок для ВСЕЙ украинской власти. Люди во многих городах страны провели акцию под не требующим пояснений лозунгом: "ДОСТАЛИ!"

< Назад в рубрику