Форум стран – экспортеров газа превратился из неформального объединения в полноценную организацию, так как 24 декабря его члены одобрили общий устав. Это событие может стать одним из самых главных в истории участников Форума и определить их отношения с потребителями газа на долгие годы вперед. Впрочем, пока устав не опубликован, многое в новой организации остается непонятным.
Форум, объединяющий большинство крупных производителей газа в мире, существует с 2001 года. Однако разговоры о том, что общение этих государств надо формализовать и создать организацию наподобие ОПЕК (картеля стран – экспортеров нефти), начались только в 2007 году. С тех пор в прессе Форум все чаще называют "газовой ОПЕК", а сами участники организации, наоборот, всеми силами пытаются избегать этого словосочетания.
То, что "историческое" заседание Форума, на котором одобрялся его устав, проходило в Москве, указывает на роль России в организации. Россия – крупнейший производитель газа в мире, поэтому без этой страны объединение экспортеров практически теряло смысл.
Лидером Форума считают Россию и отечественные чиновники. Это стало окончательно ясно, когда на заседание 23 декабря приехал премьер-министр Владимир Путин. Он выступил с достаточно продолжительной речью, в которой одновременно признался в том, что эпоха дешевого газа подходит к концу и в том, что в последние месяцы стоимость топлива значительно снизилась из-за падения цен на нефть.
По словам Путина, кризис в газовой отрасли может оказаться еще более глубоким, чем в нефтяной. Дело в том, что цена на газ в рамках долгосрочных контрактов рассчитывается с привязкой к нефти, но с задержкой в несколько месяцев. Таким образом, крупнейшим экспортерам газа придется продавать топливо по низкой цене, даже когда сырьевые рынки начнут восстанавливаться, а спрос на сырье – вновь увеличиваться.
Все, что сказал премьер-министр по поводу ситуации с ценами на газ, собравшиеся в Москве хорошо знали и без Владимира Путина. Самое интересное российский чиновник приберег напоследок, неожиданно заявив, что не только готов предоставить штаб-квартиру для Форума в Санкт-Петербурге, но и обеспечить ее дипломатическим статусом, а также полностью взять расходы на ее содержание.
По свидетельству газеты "Коммерсант", речь Путина была наполнена "здоровой внутренней агрессией", что сразу же напомнило выступление российского чиновника в Гватемале, которое позволило добиться права на проведение Олимпиады 2014 года в Сочи.
На этот раз победы одержать не удалось. Несмотря на все преимущества Санкт-Петербурга, участники форума выбрали в качестве штаб-квартиры столицу Катара Доху. Видимо, большинство членов форума решили, что добираться до Катара все же легче, чем до Санкт-Петербурга. Да и погода на Ближнем Востоке лучше, чем в "северной столице".
Поскольку журналистам с уставом новообразованной организации ознакомиться не дали, пока до сих пор непонятно, каким именно образом будут сотрудничать все страны, входящие в Форум. По уверениям чиновников, о квотировании поставок газа на мировой рынок речи не идет. Да это было бы и сложно реализовать практически, ведь на газ обычно заключаются долгосрочные контракты с фиксированными объемами продаж. Кроме того, под многие контракты строятся специальные газопроводы, которые стоят миллиарды долларов. Чтобы оправдать инвестиции, газ по ним должен идти постоянно – иначе такие газопроводы будут убыточными.
По данным газеты "Ведомости", в уставе организации содержатся три основных положения. Прежде всего, страны договорились обмениваться информацией и координировать инвестиционные проекты в транспортной сфере таким образом, чтобы возможность конфликта интересов сводилась к минимуму. Кроме того, участники будут совместно исследовать конъюнктуру рынка.
Ясно, что в уставе содержатся лишь самые общие положения Форума, которые должны удовлетворить всех членов организации. Внесение в устав какой-либо конкретики могло бы привести к разногласиям: все-таки Форум объединяет страны с нескольких континентов, с различными формами правления и совершенно разными отношениями с потребителями топлива.
Например, Венесуэла из года в год грозит прекратить поставки топлива в США, которые являются основным потребителем углеводородов в мире. В то же время отношения Катара и США при всех разногласиях вполне можно назвать теплыми. Для многих других стран, входящих в организацию, американский рынок вообще является недостижимым – они поставляют топливо только в ближайшие страны.
Формальное объединение экспортеров газа пока вызывает больше вопросов, чем ответов. В первую очередь, потребителям до сих пор непонятно, насколько пострадают их интересы, когда Форум заработает в полную силу. Представители вновь созданной организации утверждают, что они не дружат "против" кого-то. Первые решения Форума должны подтвердить или опровергнуть этот тезис, однако ясно одно: если цены на нефть и газ по-прежнему будут падать, "газовый ОПЕК" может начать принимать все более и более решительные меры.
Второй из нерешенных вопросов – каким образом Форум будет сотрудничать с другой организацией экспортеров газа. 21 октября 2008 года Россия, Иран и Катар, три крупнейших страны в мире по запасам газа, объявили о создании "газовой тройки". В рамках этого объединения страны будут координировать свои действия при заключении экспортных контрактов на газ.
Кроме того, Россия претендует на создание еще одной газовой организации под сложным названием МАННГО (международная ассоциация национальных неправительственных газовых организаций стран, производящих и транспортирующих природный газ). Предполагается, что ассоциация объединит производителей из СНГ. В январе 2008 года стало известно, что обсудить устав МАННГО уже согласились Казахстан и Таджикистан.
Как бы то ни было, понятно, что Россия претендует на главенство во всех организациях производителей газа. Намерение это понятно: за счет участия в различных объединениях Россия повысит свой международный статус и сможет влиять на газовую политику других стран. Выбор в качестве столицы Форума стран – экспортеров газа не Санкт-Петербурга, а Дохи показывает, что усилением России на мировом рынке могут быть недовольны не только потребители топлива, но и его поставщики.