Уходящий 2008 год можно с полным правом считать годом прорывов. Прорвало буквально везде. Мощный рублевый поток хлестнул из устья, проложенного на просторах бывшего СССР второй серией главного новогоднего фильма страны, горячий гейзер юаней окатил каждого пятого жителя Земли из скважины, пробитой вернувшимся на родину Джоном Ву, настоящий цунами из долларов обрушился на родину финансового кризиса из-за взрыва бомбы под названием "Темный рыцарь". Однако все это мелочи по сравнению с главным - глобализацией. Заработки американского и уж тем более европейского кинорынков постепенно перестают быть недосягаемой, как гонорар Тома Хэнкса, мечтой. Правильной дорогой идете, товарищи!
Вторая "Ирония судьбы", вышедшая в канун Нового года, была обречена на кассовый успех уже с момента зачатия. Не нужно было никаких рекламных растяжек во всю ширину Ленинского проспекта и набивших оскомину завываний по "ящику" про главный фильм нового года. Зритель, зомбируемый в течение трех десятилетий фразой "какая гадость эта ваша заливная рыба" и неспособный переварить праздничное оливье без песни "Я спросил у ясеня", был обречен положить в кассу второй серии столько денег, сколько потребуется. Просто для того, чтобы убедиться, что, да, смешно, но не то.
И 3-я улица Строителей есть, и баня 31-го декабря, и даже удивительно хорошо сохранившаяся Барбара Брыльска. Но нет главного - того неуловимого пятого элемента, который превращает просто хорошее, кассовое кино в растаскиваемое на цитаты и разрываемое по кадрам народное достояние, без которого Новый год просто не придет, даже если ему прикажет верховный главнокомандующий.
Фильму "Ирония судьбы. Продолжение" не было суждено вытеснить старшего брата из праздничного меню, но свою функцию он выполнил. Принес невероятные для отечественного кинорынка 50 миллионов долларов и почетный сертификат Тимуру Бекмамбетову как единственному на сегодняшний день российскому режиссеру, умеющему снимать настоящие блокбастеры.
Если серьезно, то вторая "Ирония судьбы" - безусловно, главное достижение отечественной киноиндустрии за прошедший год. Этот фильм продемонстрировал огромный, пока еще скрытый потенциал российского кинорынка, потенциал, на который уже сделали стойку, как гончие, крупнейшие киностудии мира. И будет обидно, если с благополучным переездом в Голливуд Бекмамбетова в нашем активе останется лишь кино про Гарика Харламова и компанию.
Get the Flash Player to see this player.
К слову, продукту под названием "Самый лучший фильм", где засветились решительно все резиденты телеканала ТНТ и несколько действительно хороших артистов, тоже удалось установить сразу два рекорда. Первый - по кассовым сборам в премьерный уик-энд. По этому показателю "Самому лучшему фильму" удалось обойти и "Иронию" и даже "Пиратов Карибского моря", а это что-нибудь да значит. Второй - столь же сокрушительное падение кассовых сборов во вторые выходные, когда стратегический запас поклонников Comedy-Club и Ксюши Собчак просто закончился.
Get the Flash Player to see this player.
Подобные кинопроекты, безусловно, имеют право на существование. Однако, если именно они являются рекордсменами по премьерным кассовым сборам и становятся событием национального масштаба, стоит серьезно задуматься. Феномен "Самого лучшего фильма" еще будет обсуждаться, например, в канун выхода неминуемого его продолжения, и очень хочется надеяться, что его успех останется в категории курьезов, а не в медицинских справочниках.
Что касается курьезов, то вообще в уходящем году их было немало. Так, в середине сентября на экраны страны вышел фильм Марюса Вайсберга "Гитлер - капут", моментально вызвавший крайне болезненную реакцию Межрегиональной организации "Коммунисты Петербурга и Ленобласти", известной своим пристальным вниманием ко всем проявлением антисоветчины в кино.
В картине в пародийном стиле повествовалось о похождениях советского разведчика Осечкина и его преданной радистки Зиночки, которых играли Павел Деревянко, охарактеризованный питерскими коммунистами как "исполнитель роли кровавого бандита Махно", и Анна Семенович, названная в обращении к Министерству культуры "аморальной и разложившейся девицей полуночного шоу-бизнеса".
Get the Flash Player to see this player.
Несгибаемые ленинцы потребовали запретить прокат картины, которая нанесет "ущерб здоровью и моральному состоянию ветеранов войны, блокадников, всех, кто чтит память погибших советских солдат". Сей глас вопиющего в пустыне достиг слуха руководителя комитета по культуре Санкт-Петербурга Антона Губанкова, осторожно посоветовавшего руководителям прокатных организаций "задуматься над тем, что они показывают", но не взявшего на себя смелость принять какие-то меры.
Надо сказать, что это был уже не первый критический выпад КПЛО в адрес прокатчиков в 2008 году. Ранее такой же обструкции с их стороны подвергся четвертый фильм об Индиане Джонсе, "способный сформировать у нового поколения россиян упаднические настроения, неуверенность в могуществе своей страны, идолопоклонство перед США".
Но если отвлечься от вопросов коммунистической цензуры, то самым забавным из всех курьезов, несомненно, является выход на наши экраны наивного, почти индийского римейка знаменитого "Командо" с Михаилом Пореченковым в образе действующего губернатора Калифорнии. Сюжет этого доброго фильма столь тщательно списан с первоисточника с поправкой на российские внешнеполитические реалии, что зачастую складывается впечатление, будто это просто пародия в стиле того же "Самого лучшего фильма". Подобными заимствованиями довольно давно балуется Болливуд, и периодически какой-то из голливудских мейджоров инициирует истерические судебные процессы, стремясь покончить со всякими Харри Путтарами. С нулевым, как правило, результатом.
Get the Flash Player to see this player.
Но как бы там создатели "Дня Д" ни решали вопрос с авторскими правами, ей-Богу, фильмы, содержание которых излагается на официальном сайте в таком стиле: "Захватывающая борьба посреди жбанов с икрой и рыбой заканчивается победой Ивана...", - просто обязаны остаться в собрании Госфильмофонда, хотя бы в качестве иллюстрации к новейшей истории российского кинематографа.
Стоит признать, что в переосмыслении американской киноклассики Пореченков совсем не одинок. Достаточно вспомнить прошлогоднюю михалковскую версию "12 разгневанных мужчин" Сидни Люмета, даже попавшую в короткий список претендентов на "Оскар" в номинации "лучший иностранный фильм". Внушительный актерский состав и привычная для Никиты Михалкова дотошность в работе с материалом не оставили тогда впечатления буквального заимствования, "12" выглядел вполне самостоятельным кинопроектом. Исполнитель роли 3-го присяжного Сергей Гармаш уже в 2008 году стал обладателем сразу двух высших отечественных наград за лучшую мужскую роль: "Золотого орла" и "Ники".
В 2009 году за неимением новых фильмов Михалкова обивать пороги американской Киноакадемии отправится "Русалка" Анны Меликян, заработавшая до этого приз ФИПРЕССИ (FIPRESCI) на 58-м Берлинском кинофестивале и приз за лучшую режиссуру на фестивале Sundance. Решение не бесспорное. Вполне возможно, имело смысл послать за океан ставшую откровением "Кинотавра" драму Михаила Калатозишвили "Дикое поле", но сам факт выбора столь арт-хаусной картины свидетельствует о более адекватной, чем ранее, самооценке отечественных кинопроизводителей, что уже не может не радовать.
Get the Flash Player to see this player.
Что касается перспективных кинопроектов, работа над которыми началась в уходящем году, то наиболее интересным представляется фильм Павла Лунгина, посвященный Ивану Грозному. Неизменный Петр Мамонов в роли Ивана Васильевича, Олег Янковский в образе митрополита Филиппа, Юрий Кузнецов, превратившийся в Малюту Скуратова, и многие другие прекрасные актеры на фоне грандиозных декораций, возведенных в Суздале. Пока ничего нельзя сказать об исторической достоверности картины "Иван Грозный и митрополит Филипп", но зрелище обещает быть крайне интересным. Остается надеяться, что этот фильм не попал в те 30 процентов кинопроектов, которые погребла под собой первая волна финансового кризиса.
И еще один прорыв, который с натяжкой, но все же можно отнести к достижениям отечественного кинематографа. Речь о выходе на мировые экраны первого голливудского опыта Тимура Бекмамбетова - фильма "Особо опасен". Без ложной скромности можно утверждать, что дебют получился очень удачным, кассовые сборы и рецензии служат тому подтверждением. Отныне перед Бекмамбетовым открыты двери крупнейших голливудских студий, и станет ли он российским Питером Джексоном, покажет время. Хочется лишь пожелать, чтобы свое нынешнее положение он в полной мере использовал, как и его новозеландский коллега, для поддержания отечественной киноиндустрии.
Get the Flash Player to see this player.
А она, эта индустрия, серьезно упрочила свое положение в 2008 году и, прежде всего, в глазах крупнейших мировых кинопроизводителей. Такого наплыва звезд, прибывающих в Москву уже не по личным приглашениям того же Михалкова или на олигархическую вечеринку, а в рамках промо-кампаний важнейших голливудских проектов, наша страна не знала. Киану Ривз, Дэниел Крэйг, Уилл Смит, Шарлиз Терон и даже, не побоимся произнести это вслух, Ольга Куриленко. Их визиты наглядно свидетельствуют о коренном изменении в оценке перспектив российского кинорынка.
Теперь о делах закордонных.
Забастовка американских сценаристов впервые за всю историю существования Голливудской ассоциации иностранной прессы лишила зрителей возможности лицезреть церемонию вручения "Золотых глобусов". Вместо нее телеканал NBC провел скромную пресс-конференцию, на которой лучшим драматическим фильмом была объявлена картина "Искупление". Примечательно, что иностранные журналисты полностью проигнорировали будущего триумфатора "Оскара" - фильм братьев Коэнов "Старикам тут не место". Чуть позже британская киноакадемия BAFTA поддержала это решение, отдав пальму первенства тому же "Искуплению".
24 февраля все произошло с точностью наоборот. Американских киноакадемиков совершенно не впечатлило творение Джо Райта, и они отдали золотые статуэтки почти во всех главных номинациях коэновским "Старикам". Пожалуй, это было одно из самых спорных решений Киноакадемии, еще долго вызывавшее пересуды в околокиношных кругах.
Из остальных "Оскаров" наибольший интерес представляла награда француженки Марион Котийяр, отмеченной за лучшую женскую роль в картине "Жизнь в розовом цвете". Интересна она была не своей непредсказуемостью, а тем, что со времен Симоны Синьоре, получившей "Оскар" в 1960 году, французские актрисы ни разу не удостаивались награды американской Киноакадемии.
Между этими напряженными схватками за профессиональные регалии произошло событие, которое во многом определило глубину самого серьезного кинематографического прорыва. 22 января в своей нью-йоркской квартире был обнаружен мертвым австралийский актер Хит Леджер, для которого 2008 год должен был стать годом настоящего триумфа. Еще до выхода на экраны фильма "Темный рыцарь" в трейлерах, выпускаемых порциями в сеть, он явил зрителям образчик такого неподдельного безумия, что никаких сомнений в том, что Леджер сыграл свою лучшую роль, не было.
Драматическая развязка довела подогреваемый умелой рекламной кампанией зрительский интерес к фильму до состояния белого каления. Поэтому, когда "Темный рыцарь" все же стартовал в прокате, количество установленных им кассовых рекордов быстро перестало поддаваться учету. Самые большие сборы в премьерный уик-энд (158 миллионов долларов), самое быстрое достижение отметки в 100, 200, 300, 400 и 500 миллионов долларов, самый кассовый фильм года и так далее. По многим показателям "Темный рыцарь" обогнал решительно всех, даже непотопляемый "Титаник", но заветный миллиард долларов ему все же с первой попытки не покорился. Вероятнее всего, после запуска картины в повторный прокат и эта высота будет взята.
Get the Flash Player to see this player.
Смерть Леджера предопределила главную интригу 81-й церемонии вручения премий "Оскар". Удостоится ли он золотой статуэтки посмертно и будет ли вообще его имя значиться в списке номинантов? На родине актера национальная киноакадемия уже ответила на этот вопрос утвердительно, признав Леджера лучшим актером года. Попал он и в номинацию на "Золотой глобус", но академики, как видно на примере упоминавшегося "Искупления", могут преподнести любые сюрпризы.
Еще одно событие, произошедшее в пучине голливудского кинематографа в 2008 году, будет оказывать большое влияние на всю индустрию, но в более отдаленной перспективе. Речь идет о возведении Гильермо дель Торо в ранг продолжателя дела Питера Джексона. После победы с разгромным счетом в споре с уже бывшим руководством NewLine Cinema Джексон благоразумно освободил режиссерское кресло проекта "Хоббит", оставив за собой функции сценариста, продюсера и эксперта по спецэффектам. За всю творческую часть теперь придется отдуваться мексиканскому режиссеру, и масштаб этой работы может в случае успеха вознести его до небес, а в случае неудачи - наслать на его голову вечное проклятье всех толкиенистов.
Гораздо проще в этом смысле было Стивену Спилбергу, который после 19-летнего отсутствия вернул на экраны главного расхитителя гробниц Индиану Джонса. С коммерческой точки зрения возвращение получилось очень удачным. Целое поколение зрителей, выросшее на знаменитой кинотрилогии, внесло в кассу "Хрустального черепа" более 700 миллионов долларов.
Get the Flash Player to see this player.
Но ощущения того почти детского восторга не возникло. И дело не в постаревшем, но все еще находящемся в прекрасной форме Харрисоне Форде, и не в карикатурности образов советских злодеев. В кадре почти полностью отсутствовала присущая только Спилбергу легкость и динамичность. Быть может, сказался слишком долгий и мучительный процесс рождения сценария фильма, а быть может, Спилберг просто утратил интерес к своему герою.
Совсем иное дело - режиссер Джон Фавро, ворвавшийся в узкий круг специалистов по супергероическому кино с оглушительным шумом. Его "Железный человек" не только стал первым фильмом 2008 года, которому удалось преодолеть в прокате отметку в 300 миллионов долларов, но и вернул к насыщенной кинематографической жизни безмерно талантливого Роберта Дауни-младшего, сумевшего за последние годы укротить и свой буйный нрав, и пристрастие к горячительным напиткам. Теперь у него впереди, помимо продолжения истории Тони Старка, сразу несколько крупных проектов, самым интересным из которых является "Шерлок Холмс" Гая Ричи.
Get the Flash Player to see this player.
Отсутствие реального прогресса в борьбе с сетевым пиратством заставило голливудских мейджоров искать в прошедшем году новые пути легального распространения своей продукции. В качестве эксперимента некоторые из них, вроде MGM, заключили партнерские соглашения с принадлежащим компании Google крупнейшим видеосервисом YouTube, пользователи которого уже в ближайшем будущем смогут бесплатно смотреть некоторые классические фильмы и популярные сериалы. Конечно, это еще не полная капитуляция кинопроизводителей, но вполне очевидный шаг в сторону нормализации отношений с интернет-сообществом.
В целом, для американского кинематографа год оказался удачным. Домашние кассовые сборы превысили девять миллиардов долларов. Это не рекорд, но и не столь серьезное падение, как предсказывали иные аналитики в начале летнего сезона. А вот 2009 год может стать для Голливуда по-настоящему переломным. Неразрешенные до сих пор противоречия между актерской гильдией и продюсерами грозят серьезными потрясениями вплоть до замораживания кинопроизводства и отмены некоторых церемоний, а впереди еще начало схватки за рынок трехмерного кино и выход на экраны революционных в этом смысле фильмов, вроде "Аватара" Джеймса Кэмерона, изменение схем финансирования кинопроектов и, в конце концов, все тот же кризис. Голливуд выплывет, как это случалось уже не раз.
Куда занятнее обстоят дела в европейском кинематографе. На фоне продолжающегося успешного наступления американской продукции на крупных европейских кинорынках главным развлечением для европейцев в 2008 году стала попытка публичного изгнания немецкого демона по имени Уве Болл. Доктор Болл, прославившийся кошмарными экранизациями популярных компьютерных игр, пообещал, что оставит кинематограф, если под петицией с таким требованием подпишется миллион зрителей.
Стартовавшая в сети акция, к сожалению, не увенчалась успехом. За полгода существования специально созданного сайта подписи на нем оставили чуть более 300 тысяч человек, а следовательно герр Болл будет и в следующем году терроризировать нас своими новыми работами.
Ну и, пожалуй, последний крупный прорыв уходящего года, совершенный вернувшимся на историческую родину после 16-летнего пребывания в Голливуде режиссером Джоном Ву. Его проект "Битва при Красных утесах", первая часть, которого вышла летом 2008 года, не только стал самым дорогим азиатским фильмом в истории, но и самым прибыльным. 110 миллионов долларов - достойный вклад "блудного сына" в копилку быстро набирающего обороты китайского кинематографа.
Что же касается нас, простых зрителей, то нам, по большому счету, все равно, каков родной язык экранных героев. Пусть они говорят хоть на самом мертвом из них, пусть борются посреди жбанов с икрой, уродуют лица дьявольскими ухмылками или прилетают на Землю, чтобы спасти ее от нас самих. Если все это вместе взятое или по отдельности может заставить нас отрешиться на пару часов от реальности, если свет, льющийся с экрана, может озарить потаенные даже для нас самих уголки нашей души, мы готовы открыть этому чуду самое дорогое... наши карманы.