На фоне продолжающегося третью неделю противостояния между Израилем и движением ХАМАС как стороны конфликта, так и сторонние наблюдатели стали задумываться о том, чем же война закончится. Очевидного ответа нет, поэтому варианты предлагаются порой экзотические. Причем, возможно, именно нестандартное решение обладает шансом на успех в сложившихся условиях.
Цели Израиля в текущем конфликте можно условно разделить на три категории: обязательные, желательные и, условно говоря, неявные.
Первая категория включает в себя нанесение ХАМАСу военного поражения, полное прекращение ракетных обстрелов территории страны со стороны Газы и надежное пресечение контрабанды оружия в сектор. Именно этого сейчас в первую очередь требуют жители Израиля, около 90 процентов которых поддерживают операцию "Литой свинец".
Во вторую группу задач входит достижение постоянного мира, свержение политической власти исламистов, утверждение в секторе ответственной силы, с которой можно вести диалог, освобождение пленного капрала Гилада Шалита, минимизация собственных потерь во время боевых действий. Эти цели власти мудро не называют в числе своих приоритетов, понимая неочевидность их достижимости.
Третья группа задач отражает интересы не столько страны в целом, сколько действующих властей в частности. Сюда входит повышение рейтинга правящих партий ("Кадимы" и "Аводы") на волне роста патриотических настроений в обществе и укрепление веры населения и соседей в непобедимость ЦАХАЛа, пошатнувшуюся после неудачной войны в Ливане в 2006 году. Для реализации текущих политических задач израильского правительства - сохранения у власти после выборов 10 февраля - именно третья категория особенно важна.
У ХАМАСа, в свою очередь, в текущем противостоянии цели тоже имеются. Первая, самая очевидная: самосохраниться. Как физически, так и в качестве реальной политической и военной силы. Вторая, не менее важная - оставить за собой контроль над сектором Газа. И то, и другое военная операция израильских войск ставит под большой вопрос.
Более отдаленные задачи, которые ставит перед собой ХАМАС, осуществить исламистам будет еще сложнее. Например, полный вывод израильских войск из сектора Газа и прекращение его бомбардировок станет реальностью только тогда, когда соответствующее решение примут израильтяне. То же относится и к другому важному требованию исламистов: открытию всех пограничных пунктов пропуска на границах сектора Газа с Израилем и Египтом с последующей их передачей под контроль ХАМАСа.
Легитимация ХАМАСа - также одно из многолетних желаний руководства этого движения. Лидеры исламистов не скрывают, что хотели бы этого достичь, заключив какое-либо юридически обязывающее соглашение о перемирии, но (желательно) не с Израилем, а с кем-то из посредников.
Заветная мечта ХАМАСа - уничтожение Израиля и изгнание евреев с Ближнего Востока - из актуальной повестки дня исламистов исчезла сама собой. Сейчас приходится думать о том, как самим не быть уничтоженными.
Ситуация складывается сложная. Требования сторон взаимоисключающи, поэтому и компромисс кажется невозможным.
Дипломатическим наскоком помирить палестинцев и Израиль также не удалось: обе воюющие стороны откровенно проигнорировали резолюцию ООН о немедленном прекращении огня в зоне конфликта, принятую Советом безопасности вечером 8 января.
Израиль заявляет, что военное давление на ХАМАС будет продолжено "до достижения всех поставленных целей", а исламисты обещают сопротивляться "до последнего бойца". При этом никаких очень уж активных боевых действий в секторе Газа не ведется.
ЦАХАЛ очень медленно и исключительно осторожно продвигается к населенным городским кварталам столицы сектора, а боевики ждут, когда израильские военные, наконец, войдут в город, где возможности сторон хоть немного сравняются.
Складывается впечатление, что стороны конфликта боятся рисковать и тянут время, ожидая, что какое-то более или менее приемлемое решение все же будет найдено.
При том, что "желательные" цели ХАМАСа и Израиля осуществить крайне непросто, окончательное решение, видимо, должно быть основано на реализации их обязательных требований.
Проще всего с прекращением огня: ранее стороны уже заключали перемирия, которых достаточно надежно придерживались. То есть технически ничего не мешает ЦАХАЛу вывести из Газы танки и прекратить бомбардировки сектора, а ХАМАСу - остановить ракетные обстрелы.
Намного труднее прекратить контрабанду оружия (чего хотят в Иерусалиме) и открыть пограничные переходы (требование ХАМАСа). Тут договаривающимся сторонам может понадобиться хорошо развитая фантазия.
В качестве меры борьбы с туннелями, по которым из Египта в сектор Газа переправляют оружие и взрывчатку, уже предлагалось выкопать на границе глубокий ров и наполнить его водой.
Кроме того, Египту настоятельно советуют пустить на свою сторону границы инженеров из США и ЕС, которые смогли бы оперативно обнаруживать туннели и принимать меры по борьбе с ними. Каир пока колеблется, но под давлением со стороны США может и согласиться.
Еще одной мерой по борьбе с контрабандой может стать размещение на границе сектора Газа и Египта войск одной из умеренных мусульманских стран, например Турции. Израилю от этого явно было бы спокойнее, да и руководство боевиков уже заинтересовалось этой идеей.
Те же турки могли бы взять на себя ответственность за безопасность пограничных КПП. Израиль никогда не согласится на их открытие с одновременной передачей структурам ХАМАСа, но военным из страны НАТО (каковой является Турция) доверять все же, пожалуй, можно.
Ответ на еще один важный вопрос - о победителе в войне - у Израиля и ХАМАСа может быть (и наверняка будет) свой. Исламисты по традиции объявят о своей победе даже в том случае, если от Газы останутся одни руины, а их руководство отправится частью на тот свет, частью в израильские тюрьмы. Так уж у них заведено.
Израильскому руководству для аналогичного заявления потребуется не только прекращение обстрелов, но и некий осязаемый или символический результат: голова одного из лидеров ХАМАСа, флаг со звездой Давида над центром города Газа или спасение Шалита.
Причем последнее, пожалуй, было бы наиболее предпочтительным вариантом, в том числе и для самих исламистов.
Во избежание затяжной партизанской войны договариваться сторонам как-то придется. Процесс будет непростой и нелинейный, со множеством посредников - ведь Израиль и ХАМАС друг друга не признают.
Всплеска дипломатической активности на Ближнем Востоке можно ожидать к 10 февраля - дате, на которую назначены парламентские выборы в Израиле. Для действующего израильского руководства разрешение кризиса ко дню выборов стало бы блестящим ходом, резко повышающим его шансы на дальнейшее пребывание во власти.