Российская экономика стала в 2008 году более свободной, но при этом опустилась в глобальном рейтинге по этому показателю на двенадцать позиций. Такой результат получился по итогам ежегодного исследования американского Фонда наследия (Heritage Foundation). Причины потери мест в рейтинге стали техническими - в списке появилось множество новых стран. Наша страна заняла 146 позицию против 134-й год назад. А лидером в очередной раз стал Гонконг, бессменно удерживающий первенство с 1994 года.
Индекс экономической свободы - исследование, проводящееся Фондом наследия уже в 16-й раз. Степень свободы экономики высчитывается, исходя из среднего арифметического десяти параметров, включающих свободу ведения бизнеса, торговли, инвестиций, труда, финансового сектора, монетарную и фискальную свободы, а также гарантии прав собственности, размер бюрократического аппарата и степень защиты от коррупции. Предельное значение рейтинга составляет 100, и такая экономика может считаться абсолютно свободной, полностью очищенной от излишнего, по мнению экспертов фонда, влияния государства.
При этом все государства, попавшие в рейтинг (в 2009 году таковых стало 179 против 157 в 2008-м), ранжированы по пяти группам. Тем, кому удалось набрать больше 80 баллов, были записаны в категорию "свободных" - как и год назад, таких высоких показателей добились только семь стран (см. врез). Большую часть списка составили три категории - "в основном свободные", "относительно свободные" и "в основном несвободные". Для того чтобы оказаться в этих группах, нужно было набрать 70-80, 60-70 и 50-60 баллов соответственно. Все остальные были внесены в категорию "несвободных".
Россия в этом году сумела набрать ровно на один балл больше по сравнению с прошлым годом, существенно подтянувшись сразу по четырем критериям. В особенности значительный рост был отмечен в области свободы торговли (+16 пунктов), даже несмотря на то, что государство значительно затормозило процесс присоединения к ВТО. Улучшились и показатели свободы ведения бизнеса, монетарного регулирования, а также размера бюрократического аппарата. При этом в части свободы труда рейтинг России упал.
Если брать отдельные составляющие рейтинга, то из-за низких налогов Россия по-прежнему находится в верхней части списка стран, развивающих фискальную свободу. Это единственный показатель, который в России опережает среднее по миру значение. Впрочем, за последний год эта цифра для России снизилась. Причиной тому, вероятно, стала безрезультатная попытка понизить налог на добавленную стоимость.
В этом году Россия заняла место на 12 позиций ниже прошлогоднего, однако это произошло из-за увеличения списка, в который на сей раз вошло множество государств с высокими или средними показателями свобод. Они и сдвинули РФ вниз. Из тех же, кто присутствовал в рейтинге раньше, нашу страну сумела обогнать только Сирия (наряду с Ливией, она показала наиболее значительный прогресс среди всех участников). В результате Россия зафиксировала свою позицию между Гаити и Вьетнамом, которые также сумели повысить свой государственный рейтинг.
Что касается мини-рейтинга свободы стран СНГ, то здесь обнаружились значительные подвижки в пользу России. В 2008 году среди всего бывшего СССР она занимала третье с конца место перед Белоруссией и Туркменией. Теперь РФ удалось переместиться на 12-е, отодвинув Узбекистан и Украину, которые понесли значительные потери. С другой стороны, позиция нашей страны в Европе остается крайне низкой - из 43 государств Россия заняла 41 место, опять же впереди Украины и Белоруссии (обе этих страны попали, между тем, в саму низкую категорию - "несвободных"), но с солидным отставанием от Молдавии.
В целом, как показывают на графике авторы рейтинга, индекс экономической свободы, как правило, совпадает с ее развитостью и уровнем жизни. Однако абсолютизировать эту корреляцию все же не стоит. В списке оказалось достаточно много стран с очень низким душевым доходом, которые здесь попали в "середняки". Наиболее яркие тому примеры - Грузия, Уганда, Йемен и Ямайка. С другой стороны, мировой "средний класс" (к таковому можно условно отнести страны, имеющие ВВП на душу населения в размере от 10 до 20 тысяч долларов) оказался разведен на разные полюса рейтинга. В самом низу оказались Белоруссия, Иран и Венесуэла, да и Россия далеко от них не ушла. При этом вплотную к десятке лидеров расположилась Чили, по показателю душевого дохода примерно равная России и лишь немного выигрывающая у Венесуэлы.
Семерка "свободных" осталась за год неизменной, притом внутри нее произошли только два перемещения. Новая Зеландия сумела обойти США и вышла на пятое место, а Австралия сменила Ирландию в тройке лидеров. Гонконг сохранил свое первенство (90 баллов), которое не оспаривалось ни разу с момента публикации первого рейтинга. Таким образом, Азиатско-Тихоокеанский регион взял весь "пьедестал почета" - на втором месте оказался Сингапур.
Другой конец списка также стабилен - позиции Северной Кореи, Зимбабве и Кубы оказалось чрезвычайно сложно поколебать. Интересно, однако, что идущая на четвертом с конца месте Бирма продолжает уверенно удерживать лидерство в части удержания под контролем величины госаппарата. Этот критерий является вообще одним из самых противоречивых. Многие государства, занимающие ведущие позиции в таблице, традиционно по данному показателю имеют крайне низкий рейтинг, и наоборот. Похоже, получается парадокс: чем многочисленнее прослойка чиновников, тем больше экономической свободы.
Из других курьезов рейтинга можно отметить тот факт, что он, по всей видимости, составлялся еще до начала острой фазы кредитного кризиса в мире. Иначе довольно сложно понять, почему Исландия, по которой финансовые неурядицы ударили сильнее всего, сумела подняться в рейтинге. К примеру, вся ее банковская сфера была фактически национализирована, что неоконсерваторами, составляющими рейтинг в Фонде наследия, как правило, не приветствуется. Так что, возможно, в следующем "Индексе экономической свободы", когда последствия кризиса в той или иной степени почувствуют на себе все страны мира, мы увидим много интересного и неожиданного.