Мир
21:52, 16 января 2009

В ожидании мира Израиль и ХАМАС ведут переговоры о прекращении огня

Израиль и ХАМАС при посредничестве Египта продолжают вести переговоры о заключении перемирия. Информацию об этом публикуют 16 января различные СМИ со ссылкой на анонимные источники. 15 января в результате удара израильской авиации был убит один из трех самых высокопоставленных членов руководства движения ХАМАС в секторе Газа, министр внутренних дел в правительстве исламистов Саид Сиам. Убиты также руководитель службы безопасности группировки и глава ее военного крыла.

На двадцатый день операции "Литой свинец" Израиль наконец сумел нанести удар по высшему руководству врага - был убит входивший в тройку лидеров ХАМАСа в секторе Газа Саид Сиам (руководство движения в секторе стало коллективным после последовавших друг за другом уничтожений его лидеров Ахмеда Ясина и Азиза аль-Рантисси в 2004 году).

Однако, несмотря на заявление "Бригад Иззедина аль-Касама", военного крыла движения, о намерении отомстить за смерть Сиама, вечером 15 января газета Yedioth Ahronoth со ссылкой на палестинские источники сообщила о том, что в течение 72 часов может быть достигнуто соглашение о прекращении огня на две недели. Израиль и ХАМАС якобы согласовали его условия на основе плана, предложенного ранее Египтом.

Впрочем, 16 января стало ясно, что процесс согласования при посредничестве Египта все еще продолжается. Председатель политбюро ХАМАСа Халед Машаль заявил в Дохе на встрече с лидерами арабских стран, что движение не примет израильских условий. По его словам, боевики не прекратят обстреливать израильскую территорию, пока израильтяне не покинут сектор.

По информации Reuters, ХАМАС согласен на годовое перемирие, но при условии вывода израильских войск из сектора Газа за 5-7 дней. ХАМАС также требует немедленного открытия переходов на границе сектора с Египтом и Израилем, причем Каир и международное сообщество должны будут гарантировать, что блокпосты не будут вновь закрыты. Исламисты готовы смириться с присутствием турецких военных, которые будут наблюдать за переходом на границе с Египтом, но заявляют, что не согласятся на присутствие там подразделений ФАТХа (как это должно быть по договору 2005 года).

Израиль, в свою очередь, не устраивает называемый ХАМАСом срок перемирия - один год. И хотя исламисты говорят о возможности его последующего продления, израильтяне, очевидно, не считают такой результат адекватным предпринятым ими усилиям. Если через год ХАМАС опять может начать обстреливать Израиль "Кассамами", то зачем тогда было проводить нынешнюю операцию, которая нанесла имиджу еврейского государства в мире очередной удар?

От ХАМАСа Израилю нужно согласие на бессрочное перемирие, то есть фактически полный отказ от вооруженной борьбы, от ракетных обстрелов и терактов. Однако перестать бороться с Израилем ХАМАС не может. Уничтожение еврейского государства - это не просто предвыборное обещание, благодаря которому исламисты победили в 2006 году на парламентских выборах в автономии, но и смысл существования этой организации, основа ее легитимности в глазах палестинцев.

Похороны Саида Сиама. Фото (c)AFP
Lenta.ru

Ведь если ХАМАС признает Израиль, откажется от вооруженной борьбы, а его лидеры начнут встречаться с израильскими и западными политиками, то это будет уже не ХАМАС, а ФАТХ. Но один ФАТХ на палестинских землях уже есть, место "коллаборационистской" организации занято. Поэтому ХАМАСу остается только стоять до последнего или объявить о самороспуске.

Руководству ХАМАСа, конечно, давно ясно, как смягчить эту противоречивую ситуацию, при которой легитимация движения среди палестинцев на основе призывов к уничтожению Израиля исключает его легитимацию на международной арене. Нужно время от времени заключать перемирие с Израилем, представляя себя в качестве готовой к компромиссу стороны. Но признавать право еврейского государства на существование исламистам нельзя, поскольку в таком случае исчезает политическая платформа их движения.

Но и у Израиля позиция непростая. Согласиться теперь просто на годичное перемирие - значит, по сути, признать неудачу операции, целью которой официально объявлялось нанесение ХАМАСу такого ущерба, при котором он еще долго, заведомо больше года, не смог бы угрожать ракетными обстрелами. Да и вопрос о контроле за границей Египта с сектором Газа остается открытым - будут ли турки бдительно пресекать контрабанду оружия или только сделают такой вид, непонятно.

Таким образом, сбываются мрачные прогнозы израильских консерваторов, предупреждавших, что уход из Газы приведет к превращению сектора в базу для террористической войны против Израиля. Нынешние же намерения Израиля, несмотря на кажущуюся их очевидность, все равно не ясны. От ХАМАСа требуется согласие на бессрочное перемирие, однако нет никакой гарантии, что исламисты действительно будут его соблюдать, а не используют для скорейшего перевооружения и подготовки новых атак.

Перед началом операции министр иностранных дел Израиля Ципи Ливни заявляла, что еврейское государство вообще собирается положить конец правлению ХАМАСа в секторе. В этом случае военная кампания приобретает больше логики. Но непонятно, как этого добиться, учитывая, что за исламистов совсем недавно проголосовало большинство жителей сектора. Единственным вариантом искоренения правительства ХАМАСа могла бы быть новая оккупация сектора Газа, но это перечеркнет всю израильскую политику последних лет. Вряд ли израильтяне на это пойдут.

В общем, кампания начинает приобретать знакомые черты неудачной для Израиля войны с "Хизбаллой" в 2006 году, когда не удалось ни вернуть пленных, ни разгромить боевиков. И закончиться она может тем же - то есть более или менее ничем, если только израильтяне вдруг не подвергнут свою стратегию радикальному пересмотру.

< Назад в рубрику