Конкуренция между крупнейшими интернет-корпорациями окончательно перешла в новую фазу. Apple, Microsoft, Google, IBM и другие просят пользователей разместить свои данные на их сервисах. Они знают, что пользователям, доверившим свои данные компании, придется принять от той же компании и все приложения.
Тысячи серверов, которые хранят пользовательские данные, выполняют пользовательские задачи, предоставляют свою вычислительную мощность и другие ресурсы, а также при всем этом перераспределяют нагрузку между собой, называются "облаком".
В принципе, любой крупный веб-сервис, особенно попутно приторговывающий приложениями и дисковым пространством, является в той или иной степени "облачным". Одним из прототипов таких сервисов можно считать, например, .Mac, предоставлявший пользователям компьютеров Apple виртуальный диск iDisk. Позже .Mac трансформировался в MobileMe - комплекс сервисов, призванных хранить обычные файлы, почту, фотографии, контакты пользователей.
Хотя MobileMe сначала казался неудачей Apple из-за многочисленных сбоев, это самый характерный сервис нового поколения, предназначенный, кстати, для работы не только на платформе Mac, но и под Windows. Кроме того, MobileMe работает, как нетрудно догадаться, с мобильником iPhone. Так как другие мобильные платформы не поддерживаются, неудивительно, что программы синхронизации и хранения данных не предлагает пользователям других мобильников только ленивый.
Агрессивнее прочих на этом поле развивается Microsoft. Еще осенью 2008 года компания анонсировала операционную систему Windows Azure, предложив IT-отделам компаний не тратиться на дата-центры, а перенести свою информацию на сервера Microsoft.
Кроме того, Microsoft активно расширяет линейку сервисов с приставкой Sky. Например, любой желающий может бесплатно получить от Microsoft хранилище данных SkyDrive объемом 25 гигабайт. Доступ к SkyDrive, естественно, можно получить в пути, дома и на работе.
В ближайшее время Microsoft анонсирует SkyBox, сервис, который позволяет синхронизировать информацию на мобильных устройствах точно так же, как это делают владельцы iPhone и Mac на MobileMe, но в основном на устройствах с Windows Mobile. Покупать приложения для своих устройств те же пользователи будут на еще одном сервисе, SkyMarket, аналоге App Store корпорации Apple. Малый бизнес получит свою версию SkyBox под названием SkyLine. Она, в частности, будет интегрироваться с Microsoft Exchange и другими корпоративными сервисами и приложениями Microsoft.
Кстати, о корпоративных заказах. IBM также приняла участие в "облачной" гонке, даром что с обычными пользователями практически не работает. Компания предлагает свой пакет программ LotusLive для работы в "облаке" в первую очередь корпоративным клиентам.
LotusLive - это программный комплекс, собравший на одном портале несколько сервисов для совместной работы, обмена электронной почтой и проведения веб-конференций. С LotusLive интегрируются другие сайты. Например, благодаря партнерству с деловой социальной сетью LinkedIn часть функций социальной сети будет и в LotusLive. Skype предоставит функции по голосовой передаче данных и видеосвязи. Salesforce.com - систему работы с клиентами.
Если вернуться к обычным пользователям, то обозреватели, затаив дыхание, также отслеживают любые намеки на самый амбициозный из "облачных" проектов - Google Gdrive. Предполагается, что Google уже в 2009 году выпустит сервис, который позволит перенести в Сеть весь жесткий диск и получить доступ к своим файлам из любой точки земного шара через веб-интерфейс.
Аналитики в своих прогнозах и фантазиях заходят еще дальше. Они верят, что в глубинах Google все еще идет полным ходом разработка онлайновой операционной системы (что бы это ни значило) и надеются, что с Gdrive можно будет загружаться в эту систему (как бы это странно ни звучало).
Единственный плюс такого решения - полная переносимость данных и работа с большинством устройств - почти целиком уравновешивается минусами. В частности, работать в "облаке" можно, только подключившись к сети, а скорость передачи данных во многих точках того же земного шара стремится к нулю. Кроме того, пока большинство онлайновых инструментов и рядом не стоит с простотой, привычностью и скоростью работы обычных офлайновых программ.
На первый взгляд, "облачные" сервисы - очередное модное выражение, которое через несколько лет никто и не вспомнит. Но это не так.
До сих пор пользователи были зависимы от выбранного устройства и программ. Можно иметь одновременно компьютер, ноутбук, мобильный телефон, нетбук и бог знает что еще. Для каждого из этих устройств традиционно подбираются свои программы. Это трудно, не очень эффективно и чревато несовместимостью между устройствами.
Первым шагом по исправлению ситуации стало использование веб-приложений, ведь все современные устройства умеют выходить в интернет. Очень быстро предложение сервисов превысило спрос. Почти любую потребность пользователей могут удовлетворить десятки, а то и сотни разных сайтов и служб.
Легко себе представить кошмар IT-компаний - Абсолютно Нелояльного Интернетчика, который с легкостью переходит от их сервиса к сервисам конкурентов, а потом еще и находит бесплатную замену платным сайтам. Получается, мало сделать хороший веб-сервис. Надо найти способ, позволяющий крепко удерживать всех пользователей.
Так появилось "облако", идея которого заключается в том, чтобы завладеть в первую очередь не компьютером или мобильником пользователя и не местом среди других программ, а, в буквальном смысле этого слова, жестким диском. Потому что данные переносить из одного привычного места в другое сложно. Потому что для обработки хранящихся данных можно дать свои и только свои инструменты. Наконец, потому что выбор компании для хранения данных надолго определяет, какие устройства в будущем будет покупать пользователь и на какой платформе он останется.
Выбор, кому доверить свои данные, гораздо важнее, чем выбор, например, браузера. И война за информацию пользователей будет жестче памятной всем войны браузеров.