В пятницу российские СМИ сообщили сенсационную новость - бывший совладелец компании "Евросеть" Евгений Чичваркин объявлен в федеральный розыск. Сообщается, что Чичваркин проходит обвиняемым по делу о похищении человека, якобы совершенном в 2003 году. Ранее стало известно, что бизнесмен уехал за границу, завершив свою непродолжительную политическую карьеру.
Первыми об объявлении Евгения Чичваркина в розыск рассказали газеты "Коммерсант" и "Ведомости". Им удалось выяснить, что Чичваркину предъявлено обвинение по делу о похищении экспедитора "Евросети" Андрея Власкина, которого служба безопасности компании заподозрила в краже крупной партии сотовых телефонов.
Позже Мосгорсуд подтвердил РИА Новости информацию о наличии ходатайства о заочном аресте Чичваркина. Ожидается, что Басманный суд Москвы 28 января решит, будет арестован бизнесмен, или нет. После вынесения постановления об аресте Чичваркина смогут объявить в международный розыск.
Сам Чичваркин в конце декабря 2008 года улетел в Великобританию на новогодние каникулы. После этого появилась информация, что он решил задержаться там подольше, а то и насовсем. "Независимая газета" связывала это с обострением ситуации вокруг уголовного дела, возбужденного в отношении топ-менеджеров "Евросети". Именно из-за этого Чичваркин был вынужден покинуть политику, так и не сформировав московское региональное отделение новой партии "Правое дело".
Очевидно, что Чичваркину в тот момент было уже не до политики. Между тем сопредседатель "Правого дела", лидер "Деловой России" Борис Титов заявил "Интерфаксу", что партийные товарищи и бизнесмены помогут ему урегулировать сложную ситуацию, связанную с претензиями правоохранительных органов.
"С юридической точки зрения претензии со стороны правоохранителей могут возникнуть к любому предпринимателю, который работает в бизнесе с начала 90-х. Однако необходимо исходить из духа закона: Чичваркин создал крупную компанию, которая была полезна людям", - сказал Титов.
В любом случае, Чичваркин, находящийся за границей, не сможет возглавлять региональное отделение, так как заочный лидер партии не нужен. Кроме того, ранее "Правое дело" заявляло, что он провалил формирование отделения, так как подходил к нему как к бизнес-проекту. Недовольство партийных функционеров можно понять, однако от развода Чичваркина с "Правым делом" проиграли скорее политики, чем бизнесмен, известный как талантливый управленец и создатель запоминающегося бренда.
Вообще, вся непродолжительная политическая карьера Чичваркина с самого начала вызывала некоторое удивление. Еще в октябре 2008 года в интервью "Ленте.Ру" Чичваркин заявлял, что не видит себя в политике. "Нет. Все что ты делаешь, надо делать профессионально. Я профессионально умею торговать, как мне кажется, здесь, наверное, надо вырабатывать в себе больше цинизма, быть спокойней, смотреть дальше вперед, на более отложенный результат. Не знаю, наверно, нет", - сказал бизнесмен. Однако уже через месяц его пригласили в "Правое дело".
Интересно, что в том же интервью Чичваркину был задан вопрос о том, беспокоится ли он за свою безопасность и не собирается ли уезжать из России. Ответ в свете последних событий был примечательным: "Нет, я не собираюсь выезжать (я могу выехать на каникулы) и работать вне страны".
Беспокоиться, в общем, было из-за чего - в сентябре его дважды допрашивали: по делу о похищении экспедитора Власкина и по делу о контрабанде мобильных телефонов. Пока в качестве свидетеля.
В рамках первого дела были арестованы руководители службы безопасности "Евросети" Борис Левин, Андрей Ермилов и Сергей Каторгин. Их обвинили в похищении человека, вымогательстве и самоуправстве. По версии следствия, в начале 2003 года они похитили Власкина и требовали у него крупную сумму денег за якобы украденные им сотовые телефоны.
По данным "Евросети", Власкин нанес ущерб компании на сумму около 20 миллионов рублей, после чего сбежал в Тамбов. Компания обратилась в милицию, однако нашла своего сотрудника раньше милиционеров. Власкина привезли в Москву, где он отдал компании часть похищенных денег. Конфликт, вроде бы, был исчерпан, однако спустя пять лет Власкин обратился в милицию с заявлением о похищении.
Второе уголовное дело, связанное с "Евросетью", касалось контрабанды мобильных телефонов. В августе 2005 года в аэропорту "Шереметьево" было конфисковано более миллиона незаконно ввезенных сотовых телефонов, после чего в офисах "Евросети" и в квартирах топ-менеджеров компании прошли обыски. К уголовной ответственности тогда никого не привлекли и расследование практически "заглохло".
Но гораздо интереснее другой конфликт между правоохранительными органами и "Евросетью", который может быть отчасти связан с нынешним преследованием Чичваркина.
В марте 2006 года сотрудники управления "К" МВД РФ конфисковали у "Евросети" боле 160 тысяч мобильных телефонов Motorola, которые сочли контрабандными. Позже выяснилось, что все телефоны были ввезены в Россию абсолютно легально. Большую часть телефонов компании вернули, однако 50 тысяч "трубок" были уничтожены, как "не соответствующие российским стандартам".
Это вызвало негодование Чичваркина, который позже назвал обыски, проведенные в "Евросети" в 2008 году, местью за историю с "контрабандой". Ряд СМИ еще в 2007 году отмечал, что у правоохранительных органов имеется "зуб" на Чичваркина, который, защищая интересы бизнеса, не побоялся вступить с ними в открытую конфронтацию.
Истории с контрабандой сотовых телефонов серьезно сказались на имидже компании. Отмечалось, что цена, за которую Чичваркин осенью 2008-го продал "Евросеть" финансисту Александру Мамуту, могла бы быть больше (сделку оценили в 400 миллионов долларов).
Теперь все выглядит так, как будто Чичваркин спешил с продажей бизнеса. Возможно, он предполагал, что история с похищением Власкина рано или поздно коснется и его. Расставшись с "Евросетью", он получил большую свободу действий, а также надежду (которая не оправдалась) на то, что следствие не будет столь внимательно к его персоне.
У Чичваркина есть возможность избежать уголовного наказания, попросив, например, в Великобритании политического убежища. Как известно, у российских бизнесменов богатый опыт в этой области. Впрочем, также существует вероятность (хоть и призрачная) того, что он вернется в Россию и явится с повинной. Так или иначе, теперь слово за самим Чичваркиным.