Итак, чуда, вернее, целого ряда чудес, которых можно было бы ждать от очередной номинации на "Оскар", не случилось. "ВАЛЛ-И" не попал в категорию "Лучший фильм года", Кейт Уинслет не сможет претендовать на две статуэтки, а Кристофер Нолан отсутствует в режиссерском списке. С другой стороны, единодушное преклонение американской Киноакадемии перед фильмом Дэвида Финчера, получившего 13 номинаций, - само по себе явление историческое. Вечно молодеющий Бен Баттон встал в один ряд с вечно молодым Беном Гуром и лязгнул вставной челюстью за кормой "Титаника".
Стоит сразу вспомнить две вещи. Во-первых, полнейший провал "Загадочной истории Бенджамина Баттона" на отсверкавшем недавно "Золотом глобусе". Окопавшаяся в Голливуде иностранная пресса не увидела в очень американском и по сути, и по исполнению кинопроекте ничего заслуживающего наград в так называемых "главных" номинациях. Во-вторых... а много ли в истории самого "Оскара" было претендентов на 13 наград?
Оказывается, не так уж много. Сам Бен-старший, которым теперь по праву может считаться герой Чарльтона Хестона, боролся за статуэтку в 12-ти категориях. 13-ти номинаций удостаивались "Форрест Гамп", "Влюбленный Шекспир" и "Чикаго". Даже "Властелин колец. Возвращение короля", продемонстрировавший в свое время самый высокий КПД, то есть взявший трофеи во всех категориях, в которых был представлен, заслужил лишь 11 номинаций. И только "Титаник" имел реальный шанс украсить свой борт 14 "Оскарами".
Что и говорить, компания более чем внушительная. Однако так ли уж заслуженно Бен-младший получил пропуск в этот элитный клуб?
История борьбы Дэвида Финчера с руководством Paramount во время работы над картиной заслуживает целой диссертации. Споры то о бюджете, то о хронометраже доходили едва не до рукоприкладства и периодически выплескивались на страницы газет. Одним из камней преткновения был сценарий фильма, написанный тем самым Эриком Ротом, который уже воздвиг себе нерукотворный памятник, адаптировав для экрана биографию Форреста Гампа. И, вполне возможно, требовавшее внесение корректив руководство студии было не столь уж неправо.
Слишком уж много унаследовал от Гампа Бен-младший, слишком уж часто во время просмотра фильма Финчера у зрителя возникнет ощущение, что он это уже где-то видел. Взять хотя бы ту же "гамповскую" способность Баттона оказываться в центре исторических событий. А второстепенные персонажи, которые временами до боли напоминают блестящее окружение Гампа? Да и само действие картины перенесено из Балтимора в один из великих южных штатов. Не заметить эти попытки Эрика Рота войти в одну реку дважды Финчер не мог. Но, как выяснилось уже теперь, члены Киноакадемии тоже не придали этому особого значения.
Get the Flash Player to see this player.
Что же касается актерских работ, то номинация на "Оскар" для Брэда Питта, ставшая второй в его карьере, вполне заслуженна. Ведь, в конце концов, задача перед ним стояла и впрямь не из легких - значительную часть экранного времени быть лишь головой, искусственно состаренной и "приклеенной" к телу безымянных статистов специалистами по спецэффектам. К слову, будет очень странно, если в этой чисто технической номинации Бену-младшему не удастся одолеть своей старческой рукой конкурирующих с ним Бэтмена и Железного человека.
Get the Flash Player to see this player.
Еще один "Оскар" может достаться Тараджи П. Хенсон, сыгравшей приемную мать Баттона. Сыгравшей настолько неплохо, что у зрителя ни разу не возникнет мысли, что в реальной жизни актриса существенно младше своего "пасынка". С Кейт Бланшет академики, не оценившие ее работу, поступили совершенно правильно. Иногда надо хотя бы для разнообразия перекрашивать волосы в другой цвет и не играть в который уже раз саму себя.
Ну, и немного о других номинантах.
Практически никаких отличий от "Золотого глобуса" здесь нет. Все тот же "Миллионер из трущоб" Дэнни Бойла, занявший второе место с десятью номинациями, "Фрост против Никсона", "Харви Милк" и "Чтец" в разных ипостасях. Та же Мэрил Стрип и Филип Сеймур Хофман, Пенелопа Крус и Анджелина Джоли, тот же Микки Рурк и Хит Леджер. Вероятность победы последних чрезвычайно велика, и если Леджеру все-таки присудят золотую статуэтку, то он станет вторым в истории Киноакадемии актером, удостоившимся ее посмертно.
Российский зритель, который, надеемся, не особенно рассчитывал на то, что наша "Русалка" пробьется в финал состязания иностранных картин, получил неожиданный сюрприз в виде номинации для произведения Константина Бронзита под названием "Уборная история - любовная история" в категории "короткометражный анимационный фильм". Еще в двух технических номинациях ("Лучший звук" и "Лучшая работа звукорежиссера") оказался отмечен фильм, ставший голливудским дебютом режиссера Тимура Бекмамбетова "Wanted" (в российском прокате - "Особо опасен"). Хоть какое-то, но тоже, в общем, утешение для отечественного кинозрителя.
Вот за кого искренне обидно, так это за Брюса Спрингстина. Его песня к фильму "Борец" не прельстила слух академиков. Вместо этого в соответствующем разделе представлены сразу две композиции из "Миллионера из трущоб", что, при всем уважении, слишком много.
Остается дождаться 22 февраля, чтобы убедиться: действительно ли Бен-младший сможет воссесть одесную своего великого тезки, или его падение будет столь же сокрушительным, как падение одного известного библейского персонажа.