Мир
01:27, 28 января 2009

Конец прекрасной эпохи Правительство Исландии ушло в отставку

В Исландии ушло в отставку правительство, возглавляемое лидером консервативной Исландской Партии независимости Гейром Хорде (Geir Haarde). Отставке предшествовали массовые акции протеста на улицах Рейкьявика, сопровождавшиеся столкновениями с полицией и беспорядками. Демонстранты обвиняли кабинет Хорде в неспособности справиться с последствиями мирового экономического кризиса, который фактически раздавил маленькую страну с 320 тысячами жителей, поставив государство на грань банкротства. Правящая коалиция, состоящая из консерваторов и социал-демократов, распалась. Внеочередные выборы назначены на май. К финансовому и экономическому кризису добавился кризис политический.

Кабинет Хорде стал первым правительством, павшим из-за мирового финансового кризиса. Однако, что более важно, отставка правительства знаменует собой конец целой эпохи, получившей название эпохи прорыва, или освобождения (в исландском оригинале - "utras"). Правящая Исландская Партия независимости находилась у власти восемнадцать лет с 1991 года. За это время в Исландии произошли кардинальные изменения, полностью и, судя по всему, навсегда изменившие облик страны.

Еще в 80-х Исландия считалась одним из медвежьих углов Европы, своего рода "атлантической Сибирью". Основным источником дохода являлась рыболовецкая промышленность. Государство контролировало банки и торговлю, устанавливая цены на продукты питания, например, на мясо и молоко. Пиво не продавалось вообще. По четвергам не работало телевидение. Чтобы поменять валюту, требовалось официальное разрешение.

Однако с тех пор все изменилось. В период с 1998 по 2006 год, когда Гейр Хорде занимал пост министра финансов, были проведены важнейшие реформы по либерализации экономики: отменены ограничения на торговлю и валютные операции, государственные банки были приватизированы. Страна пережила настоящий инвестиционный и потребительский бум. По уровню доходов на душу населения за какие-то несколько лет Исландия заняла одно из первых мест в мире, а по качеству жизни - второе. Вместе с благосостоянием росло и национальное самосознание. Если в России в период либеральных реформ появились "новые русские", то в Исландии нуворишей, приглашавших на частные вечеринки мировых знаменитостей уровня Элтона Джона, назвали "новые викинги", воздавая должное их деловой хватке и умению рисковать.

За свое бурное развитие исландская экономика получила название "экономики гейзеров".
Lenta.ru

Разумеется, правительство пыталось как-то отслеживать деятельность банков. Контроль был поручен Центральному банку, однако во главе его встал однопартиец Гейра Хорде Давид Оддсон (David Oddson), который сам на протяжении почти полутора десятилетий занимал пост премьера и считался убежденным сторонником либерализации экономики. В итоге, безудержную и рискованную экспансию исландских банков фактически ничего не сдерживало. Они брали огромные займы, привлекали вкладчиков высокими процентами, входили во множество международных инвестиционных консорциумов, покупали другие банки, авиакомпании, модные дома. В Дании исландские банки приобрели крупнейшую сеть супермаркетов и один из известнейших отелей, более того, они начали выпуск бесплатных газет, едва не обрушив датский рынок СМИ.

В 2002 году исландский политолог Ханнес Гиссурарсон (Hannes Gissurarson) опубликовал книгу, в которой всерьез рассуждал о том, что в ближайшее время Исландия может стать богатейшей страной мира, а Рейкьявик - мировой столицей возобновляемой энергии. От золотого дождя выигрывали все слои населения, покупка дорогих иномарок и домов стала привычным явлением. И никого, кажется, не волновало, что исландская экономика, получившая за свое бурное развитие наименование "экономики гейзеров" или "экономики тинэйджеров", фактически живет в кредит. К слову сказать, реальный сектор рос значительно медленнее, чем финансовый, его основу продолжали составлять рыболовство, доходы от туризма и в незначительной степени производство алюминия. На предостережения ряда экспертов, что однажды пузырь может лопнуть, никто не реагировал.

Все закончилось осенью 2008 года, когда разразился мировой финансовый кризис. Исландские банки оказались банкротами. Суммарная задолженность трех ведущих банков страны составила около 60 миллиардов долларов, и в несколько раз превышала ВВП. Пошел обратный процесс - банки были национализированы, однако этого оказалось недостаточно, и чтобы сохранить собственную платежеспособность, правительство было вынуждено обратиться к мировым кредитным организациям. Для спасения Исландии от банкротства в ноябре 2008 года Международный валютный фонд выделил ей кредит в 2,1 миллиарда долларов. Со своей стороны Дания, Норвегия, Швеция и Финляндия оказали помощь в размере 2,5 миллиарда евро. Эти деньги, в частности, идут на то, чтобы закупать продукты питания, которые Исландия импортирует из-за границы. Национальная валюта, крона, обесценилась, что в несколько раз увеличило задолженность населения.

Ушедший в отставку премьер-министр Гейр Хорде. Фото (c)AFP
Lenta.ru

Соответственно, выросли безработица и инфляция, доходы населения резко упали, а бюджет на 2009 год так и не был подписан. Тяжелая экономическая ситуация привела к росту социальной напряженности. 20 января, в первый день заседания исландского парламента после зимних каникул, перед зданием альтинга собрались несколько тысяч человек. Многие принесли пустые кастрюли и ложки и били в эти импровизированные барабаны, скандируя "Правительство недееспособно!". Дело дошло до столкновений с полицией, которая была вынуждена применить слезоточивый газ. Беспорядки продолжились ночью. Для страны, в которой нет устоявшейся традиции политических демонстраций, произошедшее стало неслыханным событием. Согласно соцопросу, проведенному популярной газетой "Frettabladid", три четверти респондентов высказались за скорейшую отставку правительства. Тем не менее премьер Гейр Хорде занял жесткую позицию, заявив, что в условиях экономического кризиса проведение внеочередных выборов может лишь ухудшить положение.

Однако спустя несколько дней Хорде все же уступил давлению, заявив в пятницу, 23 января, о проведении выборов в парламент, которые намечены на 9 мая. Он добавил, что не будет в них участвовать, поскольку болен раком и должен выехать на лечение за границу. Вместе с тем Хорде опять ничего не сказал о возможной отставке правительства. Впрочем, упорство премьера уже не могло остановить кризис власти. В воскресенье, 25 января, кабинет покинул министр экономики, популярный среди населения социал-демократ Бьергвин Сигурдссон (Bjorgvin G. Sigurdsson). Члены наблюдательного совета по предпринимательству и финансовому контролю, который подчинен министерству экономики и непосредственно занят наблюдением за банками, также оставили свои посты. Большая правительственная коалиция фактически распалась. Лишь после этого Гейр Хорде смирился с неизбежным и 26 января объявил об отставке правительства. Временный переходный кабинет, который будет действовать до всеобщих выборов, сформируют младшие партнеры по предыдущей правительственной коалиции - социал-демократы.

Во главе переходного правительства встала бывший министр по социальной политике 66-летняя Йоханна Сигурдардоттир (Jоhanna Sigurdardоttir). Лидер социалистов, бывший министр иностранных дел Ингиборг Солрун Гисладоттир (Ingibjorg Solrun Gisladottir) не сможет войти в правительство: в январе она перенесла вторую операцию по удалению опухоли головного мозга и лишь недавно выписалась из больницы. Ожидается, что социал-демократы сформируют коалицию с оппозиционной партией "Левые и зеленые". Однако сотрудничество может оказаться весьма непростым. "Левые и зеленые" ранее требовали отмены плана по спасению экономики Исландии, который был разработан при участии международных кредитных организаций, возражали против принятия государством на себя обязательств разорившихся частных банков. Наконец, оппозиционеры крайне скептически относятся к идее вступления Исландии в Евросоюз. Со своей стороны социал-демократы не раз заявляли, что именно вступление в ЕС и переход на евро представляют реальный шанс спасения экономики Исландии.

Удастся ли ее спасти, или же рецессия затянется на годы, остается только гадать. Ведь и кризиса, который положил конец прекрасной эпохе в истории Исландии, никто не ждал.

< Назад в рубрику