Известие о ценной находке, сделанной американскими кладоискателями в нейтральных водах у побережья Гайаны, появилось в минувшие выходные, и всего за несколько дней успело обрасти многочисленными домыслами. Сокровище, которое пока не видели даже сами спасатели, уже назвали самым ценным в истории.
Между тем, все сведения об этом судне, которые азартно публикуют и перепечатывают газеты (в особенности, британские и российские), получены от руководителя компании Sub Sea Research Грега Брукса. Обнародовать информацию компанию заставил Морской суд США, куда Брукс обратился с намерением отстоять для Sub Sea Research права на полную стоимость груза.
Речь идет о неком судне с британским экипажем, потопленном немецкой подводной лодкой U-87 в июне 1942 года. Правда, как пишет британская газета, ранее считалось, что U-87 в это время находилась значительно севернее в Атлантическом океане. Согласно данным, которыми располагают историки, U-87 затопила пять судов, два из которых - "Чероки" и "Порт Николсон" - 16 июня, севернее Кейп Кода. Сама U-87 была потоплена канадскими кораблями недалеко от берегов Португалии. Грег Брукс утверждает, что сведения о затопленном возле Гайаны судне его команда получила из бортового журнала немецкой подлодки.
Что это за судно и каков был его груз, специалисты Sub Sea Research выяснили при помощи архивов порта в Южной Америке, куда судно заходило перед отправкой в Нью-Йорк, а также документов о программе ленд-лиза. По версии кладоискателей, судно, которое они пока называют "Голубой Барон", должно было доставить Казначейству США плату за предоставленное по ленд-лизу вооружение. Любопытно, что "оборонные материалы" в рамках программы предоставлялись на условиях беспроцентного кредита с последующим списанием всего, что было уничтожено в ходе военных действия. Золотом была оплачена только первая часть поставок, так называемый пре-ленд-лиз.
Тем не менее, из документации следует, что на борту "Голубого Барона" находилось десять тонн золотых слитков, 70 тонн платины, 500 килограммов необработанных алмазов и 16 миллионов каратов (то есть приблизительно 3200 килограммов) бриллиантов. Sub Sea Research оценивает груз приблизительно в 2,6 миллиарда фунтов стерлингов (более 3,6 миллиарда долларов). Кроме того, на борту были тонны олова и меди. Предположительно, алмазы и бриллианты отправила в США Великобритания, а золото и платину – СССР, однако кладоискатели отказались подтверждать эту версию. Основной причиной, по которой журналисты приписали сокровища Великобритании и СССР, стало то, что эти государства были основными получателями помощи из-за океана.
Грег Брукс предоставил The Sunday Telegraph фотографию "Голубого Барона", также взятую из архивов. Несмотря на плохое качество опубликованного изображения, видно, что оно очень похоже на сохранившиеся фотографии судна "Порт Николсон", затопленного U-87 в тот же период значительно севернее. Однако Брукс подчеркнул, что "Голубой Барон" - не "Порт Николсон". Кстати, "Порт Николсон" был потоплен, когда шел из Нью-Йорка, и на его борту не было никаких сокровищ: он вез оружие и военную технику, предоставленные Соединенными Штатами по ленд-лизу и предназначавшиеся Великобритании и СССР.
Карта Гайаны с сайта worldbank.org
В ближайшие недели из одного из портов штата Луизиана отправится судно, которое достанет сокровища со дна. Только после этого появятся официальные сообщения, в которых будут обозначены стоимость груза и название затонувшего две трети века назад судна. Тогда же станет ясно, каким государствам принадлежали ценности. Не исключено, что правительство какой-либо страны заявит о правах на драгоценные металлы и камни. Возможно, Великобритания или Россия захотят вернуть сокровища, в особенности с учетом того, что Российская Федерация унаследовала долги СССР по ленд-лизу.
Правда, кладоискатели не намерены отдавать ценности. Более того, перспектива делиться им тоже не очень нравится. Грег Брукс рассказал журналистам из The Sunday Telegraph, что в худшем случае рассчитывает сохранить для Sub Sea Research 90 процентов сокровищ. Специалист в области права из Вулверхэмптонского университета Майк Уильямс заявил, что, скорее всего, вскоре после официального объявления о находке на часть стоимости груза начнут претендовать Россия и Великобритания. По мнению Уильямса, выгода от процесса, который может затянуться на годы, гарантирована только юристам.
В любом случае, пока никто кроме Sub Sea Research на находку не претендует.