28 января на открытии Всемирного экономического форума в Давосе выступил премьер-министр России Владимир Путин. В своей речи он не стеснялся использовать метафоры. К примеру, он сравнил кризис с разбушевавшейся стихией. "Есть верное понятие - "идеальный шторм", когда разыгравшиеся природные стихии сходятся в одной точке и кратно умножают свою разрушительную силу. Нынешний кризис похож именно на такой идеальный шторм", - сказал российский премьер.
Выступая на форуме, Владимир Путин, по сути, признал, что экономика России, чрезмерно полагавшаяся на экспорт сырья, почувствует на себе кризис сильнее других, несырьевых экспортеров. Чтобы избежать таких перекосов, страна намерена стать крупным экспортером продовольствия и высокотехнологичных товаров. "История дает России уникальный шанс. Развитие событий дает нам возможность переустроить собственную экономику и социальную сферу. И мы не намерены этот шанс упускать", - сказал Путин. По словам Путина, цель российских властей - "качественное обновление страны в течение 10-12 лет".
Впрочем, отказываться от основной статьи бюджета никто в Москве пока не собирается. Поэтому Путин не преминул подчеркнуть важность строительства трубопроводов "Северный поток" и "Южный поток" для экспорта энергоносителей из России, которые пойдут в обход территории Украины. Кроме того, Путин в очередной раз пожурил западных политиков за отказ допускать российские энергетические компании к распределительным активам в развитых странах.
Вообще речь Путина была довольно миролюбива. Единственный жесткий выпад был сделан в отношении политики Грузии. Российский премьер сравнил попытку Тбилиси силой восстановить контроль над Южной Осетией с нападениями террористов на Мумбаи и событиями в секторе Газа. "Эти события не связаны между собой, но в их развитии прослеживаются некоторые общие моменты, и прежде всего неспособность существующих международных институтов предлагать конструктивные решения", - заявил премьер.
При этом Путин высказался против наращивания военных расходов. "Милитаризация не помогает решать проблемы, а лишь загоняет их вглубь, выжимая из экономики огромные финансовые и материальные ресурсы, которым можно было бы найти гораздо лучшее применение", - подчеркнул он.
Участников форума Путин также предостерег от увлечения госрегулированием, которое может привести "к изоляционизму и безудержному экономическому эгоизму". По его мнению, усиление роли государства в условиях кризиса является естественной мерой, но необходимо совершенствовать и механизмы рыночного регулирования. Посмотреть на то, справятся ли российские чиновники с этой задачей у себя дома, Владимир Путин сможет уже в ближайшие годы.
Не будет на форуме главы инвестбанка Lehman Brothers Ричарда Фалда, который ежегодно читал в Давосе лекции об управлении рисками журналистам, пишущим на финансовую тематику. В сентябре банк Фалда лопнул, положив начало острой фазе мирового финансового кризиса. Джон Тейн, исполнительный директор Merrill Lynch, был уволен за несколько дней до открытия форума.
Не видно на саммите и двух других антигероев финансового мира прошлого года - исполнительных директоров страховщика AIG Мартина Салливана и банка UBS Марселя Оспеля. Оба в прошлом году лишились работы из-за многомиллиардных убытков своих компаний. Из сохранивших свои должности (и банки) топ-менеджеров приглашение отклонили Ллойд Бланкфайн из Goldman Sachs и Джон Мэк из Morgan Stanley. По этому поводу довольно жестко высказался устроитель форума Клаус Шваб. "Люди, ответственные за бардак, который сейчас творится в мире, должны извиниться", - цитирует его слова The Guardian. Бланкфайн и Мэк предпочли отправить извиняться своих заместителей.
На общем фоне выделяется равнодушие к Давосу, продемонстрированное США. Крупнейшую экономику мира на конференции будет представлять директор Национального экономического совета Лоуренс Саммерс. В то же время новый министр финансов Тимоти Гайтнер в Давос не приедет. Скорее всего, пассивность американцев объясняется тем, что старая администрация уже сложила полномочия, а новая еще до конца не сформирована. Однако курс правительства Барака Обамы с самого начала подавался как направленный на восстановление позиций Америки в мире, поэтому столь непредставительная делегация США выглядит достаточно странно.
Тем более, что у себя на родине новые американские руководители развили большую активность, комментируя мировую экономику. Так, Тимоти Гайтнер, не успев вступить в должность, уже обвинил Китай в манипуляции курсом собственной валюты для поддержки своих производителей. "Грубость" Гайтнера была тем более обескураживающей, что прежняя администрация во взаимоотношениях с Пекином вела себя довольно тонко.
Заявление Гайтнера, где он ссылался по этому вопросу на мнение самого Обамы, привело к небольшому конфликту в первые часы работы Давосского форума. Ко всеобщему удивлению, представители мировой деловой элиты стали шикать в адрес американских лидеров. Скажем, директор Morgan Stanley по странам Азии Стивен Роуч заявил, что попытка укрепить юань на фоне экономического спада стала бы для Китая "экономическим самоубийством". "Это ужасный совет. Я никогда не видел, чтобы какое-либо государство во время рецессии добровольно занималось бы ревальвацией своей валюты", - добавил он. В аналогичном духе высказался и представитель Всемирного банка на форуме Джастин Лин.
Интересно, что в 2008 году российская делегация в Давосе была одной из самых малочисленных, а запомнился форум, в основном, высказыванием министра финансов Алексея Кудрина. Именно тогда он заявил, что Россия остается "островом стабильности". К 2009 году "идеальный шторм" похоронил надежды российского правительства на то, что нашей стране удастся не замочить ног.