Мир
14:20, 30 января 2009

Личная неприязнь Противостояние политиков на Мадагаскаре привело к массовым беспорядкам

На Мадагаскаре прошли массовые акции протеста против руководства страны, которые, однако, быстро вылились в столкновения с полицией, погромы, банальные грабежи и мародерство. Основные события развернулись в столице - городе Антананариву. Беспорядки, хотя уже в меньших масштабах, также произошли в двух провинциальных городах Тулиара (Toliara) и Махадзанга (Mahajanga). Итог неутешителен - по данным малагасийской жандармерии, погибли, по меньшей мере, 68 человек. Со своей стороны, французские наблюдатели сообщают о более чем 80 погибших. Страна столкнулась с политическим и социальным кризисом, выхода из которого не видно, тем более что в его истоках лежит давняя личная неприязнь президента Марка Равалумананы (Marc Ravalomanana) и оппозиционного политика, мэра столицы Андри Ражуелины (Andry Rajoelina).

Все началось в понедельник, 26 января. В этот день молодой 34-летний мэр Андри Ражуелина, который обвиняет президента Раваломанану в диктатуре, призвал граждан Мадагаскара провести общенациональную забастовку. На центральной площади Антананариву состоялся митинг. Выступив перед собравшимися, Ражуелина призвал их пойти маршем к Дворцу правосудия, чтобы потребовать немедленного освобождения трех студентов, которых обвиняют в том, что они бросали бутылки с зажигательной смесью в общественные здания. Сначала шествие проходило мирно. Однако потом протестующие стали бить витрины, вламываться в магазины, грабить выставленные там товары и поджигать все то, что нельзя унести.

Они ворвались в здание государственной теле- и радиокомпании, расположенной напротив Дворца правосудия, разбили и искорежили оборудование, подожгли здание. Затем сожгли новое здание телецентра и бросились к офису компании "Малагасийские телекомунникационные системы" (Malagasy broadcasting system - MBS). Охранники открыли огонь, один человек получил пулю в голову и скончался на месте. После первой крови толпу было уже не остановить. Беспорядки охватили весь город. Никто уже не думал протестовать и требовать освобождения жертв диктатуры. Из горящих магазинов и лавок тащили аудио- и видеотехнику, мешки с рисом и мукой, продукты питания и прочее. Заключенные тюрьмы Антананариву, услышав крики и выстрелы, решили, что наступил подходящий момент для освобождения и подняли бунт, взяв в заложники надзирателя. Полиция была вынуждена открыть огонь на поражение. По крайней мере, один из заключенных был убит.

Мэр Антананариву Андри Ражуелина в оранжевом "оппозиционном" шарфе. Фото (c)AFP
Lenta.ru

Нужно отдать должное президенту Марку Равалуманане. Он не стал вводить войска и дождался, пока беспорядки, которые уже не имели никакой политической цели, выдохнутся сами собой. По его словам, он отдал армии приказ не вмешиваться, поскольку это могло только усугубить ситуацию и привести к настоящей кровавой бане. К ночи беспорядки стали затихать, и армейские патрули вышли на улицы. Власти приступили к ликвидации последствий погромов, разбору завалов, сгоревших зданий и магазинов. Под развалинами одного из торговых центров, крыша которого обрушилась от пожара, были обнаружены 37 обугленных тел, среди них, по некоторым данным, женщины и дети. По всей видимости, это были мародеры. Президент Равалуманана возложил всю ответственность на мэра города Ражуелину, назвав его главным подстрекателем.

Однако произошедшее не убавило пыла оппозиционного лидера, который уже получил прозвище Андри - скоростной поезд, или Андри-TGV. Напротив, Ражуелина, кажется, решил использовать улицу для того, чтобы взять власть. Через день в среду, 28 января, он вновь вывел своих сторонников на митинг, на который пришли, по некоторым данным, около 40 тысяч человек. Большинство из них были одеты в оранжевые одежды - цвет популярный не только у малагасийской оппозиции. Ражуелина обратился к ним с откровенно популистскими призывами. В частности, он заявил, что власть принадлежит народу и что народ в любой момент может вернуть ее себе. По его словам, в тюрьмах слишком много политзаключенных, и в случае своего прихода к власти он пообещал освободить всех, кроме убийц. Он также поставил ультиматум правительству и президенту, потребовав в течении 24 часов найти и наказать служащих правопорядка, которые якобы убили мальчика в ходе беспорядков. Кто именно убил ребенка в творившемся хаосе, сказать, на самом деле, трудно.

Четверг, 29 января, Ражуелина объявил днем "пустого города", однако пообещал вновь вывести своих сторонников на улицы, если президент не услышит их требований. Мэр отметил, что готов к диалогу, предложенному президентом Равалумананой, однако только в присутствии международных дипломатов. Словом, дальнейшая эскалация конфликта не исключена, и Андри Ражуелина, судя по всему, намерен идти до конца. То, что вся затея во многом носит авантюрный характер его, видимо, не смущает. К слову сказать, произошедшие беспорядки, хотя и затронули провинцию, не имели общенационального масштаба. Оппозиционный мэр столицы пока не пользуется поддержкой большинства населения страны. А приход к власти на волне грабежей и поджогов магазинов и зданий в столице не сможет обеспечить ему необходимой легитимности. Радея о народе Мадагаскара, Ражуелина, как представляется, не совсем искренен. Об этом свидетельствует сама история его противостояния с президентом.

Горящеее здание государственной телекомпании. Фото (c)AFP
Lenta.ru

Андри Ражуелина был избран на пост мэра в декабре 2007 года. На выборах он выступал как независимый кандидат и победил ставленника президента. С этих пор между двумя политическими деятелями возникла напряженность. Марк Равалуманана делал все, чтобы усложнить жизнь оппозиционного мэра. По некоторым данным, он урезал финансирование муниципальных служб, в результате чего город оказался завален мусором и отходами. Со своей стороны мэр не оставался в долгу. Принадлежащий ему телеканал Viva TV передал интервью бывшего президента Дидье Рацираки (Didier Ratsiraka), правившего островом 25 лет. В 2002 году Рацирака проиграл на выборах Марку Равалуманане, однако, как это часто бывает, отказался признать их итоги. Это вызвало волну выступлений по всей стране, и Рацирака был вынужден бежать во Францию. В интервью Дидье Рацирака открыто критиковал действия своего преемника. Ответ властей не заставил себя долго ждать, и 13 декабря 2008 года телеканал Viva TV был закрыт. После этого мэр Ражуелина стал открыто выступать против президента Равалуманана, обвиняя его в ущемлении свободы слова и стремлении к диктатуре.

Ражуелина также обвиняет Равалуманану в том, что 68 миллионов долларов бюджетных средств, которые были предназначены на покупку продуктов питания для населения, президент пустил на приобретение "борта номер один". Кроме того, он требует расторгнуть контракт, по которому Мадагаскар передал в аренду южнокорейской компании Daewoo Logistics на 99 лет обширные площади пахотных земель. Постепенно вокруг молодого и неопытного мэра, который, напомним, не представляет никакой партии, образовался круг профессиональных политиков, куда вошел, и наверняка не случайно, племянник бывшего президента Дидье Рацираки - Ролан Рацирака (Roland Ratsiraka). Президент Равалуманана имеет все основания думать, что молодой и амбициозный Андри Ражуелина поет с чужого голоса. Интересный факт: в ходе беспорядков в Антананариву протестующие разгромили здание государственной телекомпании, как бы в отместку за закрытие частного канала, принадлежавшего мэру. Кроме того, среди разграбленных магазинов многие принадлежали к торговой сети Magro, которой владеет президент.

Президент Мадагаскара Марк Равалуманана. Фото с сайта worldwaterweek.org
Lenta.ru

Ряд наблюдателей видят основную причину роста напряженности на Мадагаскаре именно в личной неприязни и в эгоистических устремлениях президента Равалумананы и мэра Ражуелины. Однако ситуация осложняется сложным экономическим положением, ростом цен и обнищанием населения. Многие разочаровались в президенте, который, придя к власти, обещал каждой малагасийской семье по машине, но обещаний не сдержал. Борьба мэра и президента является прекрасной возможностью заявить о своем недовольстве. Однако есть важный нюанс: протестующие и участники беспорядков на Мадагаскаре выступают не столько за оппозиционного мэра, сколько против президента. В этой связи намерение Андри Ражуелины повторить события 2002 года не имеет под собой оснований. И президент, и сам мэр пришли к власти в результате законных демократических выборов, и попытка взять власть с помощью улицы, используя фактор силы, может нанести непоправимый ущерб существующей государственной системе и ввергнуть страну в хаос непрекращающихся государственных переворотов.

Наконец, не стоит забывать об армии и других силовых структурах. В стране уже ходят слухи о возможном вмешательстве генералов и установлении временного военного управления. Однако даже между силовиками, как отмечает главный редактор малагасийской газеты L'Express de Madagascar Сильван Ранжаали (Sylvain Ranjahaly), нет согласия. Армия, жандармерия и полиция не особенно жалуют друг друга. Поэтому силовое вмешательство чревато дальнейшими осложнениями, последствия которых могут оказаться крайне неутешительными. В принципе, у президента Равалумананы и мэра Ражуелины остается один вариант - договориться. Однако, по мнению Сильвана Ранжаали, они не договорятся: у обоих сильные характеры, и уступить никто не согласится. Малагасийцам остается ждать и надеяться, что может быть как-то пронесет.

< Назад в рубрику