Каталог алчности

Американская исследовательница подсчитала трофеи Германа Геринга

Рейхсмаршал Герман Геринг, называвший себя человеком эпохи Ренессанса, был страстным и непривередливым коллекционером: он собирал картины, скульптуры, старинный фарфор, майолику, мебель, антикварную столовую утварь. Произведения искусства, хранившиеся в его имении Каринхалл, в упакованном виде занимали несколько железнодорожных вагонов. Когда эшелон с картинами и скульптурами попал в руки союзников, то выяснилось, что ходившие о коллекции слухи - не преувеличение: Геринг действительно собрал под одной крышей недурной музей. Какие-то экспонаты он купил, а часть, и немалую, получил за бесценок или даже бесплатно. Герингу было где развернуться на просторах завоеванной Европы.

Сразу после войны стало ясно, что через руки Геринга прошла не одна частная коллекция. Но узнать достоверно, что именно побывало в Каринхалле и куда делось, невозможно и по сей день. Американская исследовательница Нэнси Яйде, работающая в Национальной художественной галерее в Вашингтоне, сумела создать каталог экспонатов домашнего музея Геринга по состоянию на апрель 1945 года.

В книге Яйде оговорено, что поезд с трофеями Геринга успели ограбить местные жители. Почти все, что осталось, эксперты союзнических войск успели сфотографировать. Архив негативов оказался после войны в США, и только в 2006 году завершилась его оцифровка. Речь идет примерно о двух тысячах произведений искусства, попавших в руки союзников и переданных на центральный пункт сбора перемещенных произведений искусства в Мюнхене.

Работа Яйде "За пределами алчных мечтаний: Коллекция Геринга", которая выйдет в апреле, вызовет новую волну реституционных споров: исследовательница убеждена, что некоторые музеи, не говоря уже о частных коллекционерах, и не подозревают о происхождении работ в их собственных собраниях.

Пока искусствоведы ждут публикации каталога, газеты вспоминают об известных трофеях, побывавших в руках Геринга. Большая часть его коллекции была возвращена законным владельцам еще в 1950-х, и с тех пор некоторые работы многократно меняли хозяев.

Рейхсмаршал не отличался утонченным вкусом, хотя родом был из хорошей семьи, и дальним родственником ему доводился Якоб Буркхардт, крупнейший историк культуры и искусствовед. Кроме того, ему не полагалось любить "дегенеративное искусство", часто встречавшееся в личных собраниях еврейских коллекционеров. Так что художников рубежа XIX-XX веков он охотно обменивал на сентиментальные пейзажи "школы Гензеля и Гретель" или на мифологические сценки третьестепенных художников. Известно, что двух первоклассных Матиссов он отдал за заурядную будуарную картину с обнаженной женщиной и амурчиком. Нэнси Яйде утверждает, что "ню" в собрании Геринга вообще было "непропорционально" много.

В 1937 году в руки Геринга попал "Портрет доктора Гаше", написанный Винсентом Ван Гогом в 1890 году. Одна версия этой картины хранится в парижском музее Орсэ, а вторая до 1933 года висела в городской галерее Франкфурта. После прихода нацистов к власти директор галереи спрятал ее, но тайник был обнаружен, и довольно скоро полотно попало к Герингу. Оно, впрочем, не очень его заинтересовало, и через год портрет был продан амстердамскому арт-дилеру, а на вырученные деньги Геринг купил старинный гобелен с охотничьими сценами. "Доктор Гаше" накануне войны оказался в семье банкира Зигфрида Крамарского и так попал в Америку. Семья Крамарского время от времени выставляла картину в музее Метрополитен, а в 1990-м, в разгар "японского" бума на искусство, продала ее японскому бизнесмену Рюэю Саито за 82,5 миллиона долларов. Этот рекорд стоимости для произведения искусства оставался непобитым еще очень долго.

Судя по некоторым данным, Саито тоже перепродал портрет, и существует небезосновательное предположение, что картина вернулась в Европу и побывала в собрании австрийского финансиста Вольфганга Флеттля. Впрочем, есть слух, что денежные затруднения вынудили Флеттля расстаться с Ван Гогом. Где теперь находится "Доктор Гаше", остается тайной.

Даже если "Портрет доктора Гаше" и появится вновь на открытом рынке, то маловероятно, что это приведет к судебным искам. А вот некоторые другие картины могут втянуть не одно собрание в долгие реституционные разбирательства. Например, неулаженным остается дело о собрании Жака Гудстиккера, половина которого побывала в руках Геринга. Время от времени наследники этого голландского антиквара атакуют разные музеи и добиваются возвращения себе картин из его коллекции, насчитывавшей около тысячи работ. На практике тяжбы такого рода занимают годы, после чего полотна навсегда покидают музеи и оседают в частных коллекциях.

В конце 2008 года сэр Норман Розенталь, бывший секретарь британской Королевской академии художеств, во влиятельном издании The Art Newspaper призвал коллекционеров прекратить реституционные тяжбы ради блага посетителей музеев. Однако мало кто согласился с концепцией такого добровольного моратория. Публикация каталога коллекции Геринга только подольет масла в огонь.