3 февраля в Гааге завершилась тяжба вокруг черноморского острова Змеиный, которую в течение нескольких лет вели Украина и Румыния. По сути, спор шел о разделе континентального шельфа, нефтегазовых месторождений, открытых в этом районе. И этот спор Украина фактически проиграла. Ей удалось, правда, утвердить свои права на сам остров (и подтвердить его статус острова, который Румыния оспаривала). Однако значительная часть запасов газа и нефти отошла Румынии.
Международный суд ООН должен был решить, каким образом следует провести морскую границу, чтобы разделить исключительные экономические зоны Румынии и Украины. Остроту спору придавало то обстоятельство, что неподалеку от острова Змеиный были обнаружены месторождения углеводородов (по некоторым данным, около 100 миллиардов кубометров газа и десяти миллионов тонн нефти). Для обеих стран эти ресурсы были бы, мягко говоря, не лишними. В Румынии, к примеру, подсчитали, что эти запасы обеспечили бы стране 20 лет энергетической независимости от России.
Ожидалось, что суд примет компромиссное решение. Так и вышло. По духу вердикт действительно получился компромиссным, море поделили "по-братски". Однако по сути Украина проиграла: предполагаемую границу, которую определила украинская сторона, суд существенно подвинул в пользу Румынии. Теперь в Киеве задаются вопросом, стоило ли вообще ввязываться в судебное разбирательство, по итогам которого Украина фактически потеряла права на значительную часть перспективной территории. А противники президента Виктора Ющенко требуют срочно привлечь его к ответственности - "за нарушение территориальной целостности страны и измену родине".
Румыния стала обыгрывать Украину еще до того, как суд приступил к вопросу о разграничительной линии. Для начала требовалось определить длину береговой линии каждого из государств, в зависимости от этого были бы определены их исключительные экономические зоны и права на континентальный шельф. Румыния оценила длину своей береговой линии в 269,6 километра. Украина представила сразу несколько оценок (каждая из них оказалась меньше той, которую сделали в Бухаресте). Суд в итоге скорректировал подсчеты Румынии всего на два десятка километров (по мнению суда, длина румынского побережья составляет 248 километров).
Для Украины аналогичный спор закончился гораздо менее удачно. Длину украинской береговой линии (точнее того ее участка, который влияет на решение данного территориального спора) в Киеве оценили в 1058 километров. В Бухаресте, в свою очередь, решили, что она более чем в два (!) раза короче (всего 388 километров). В Румынии, в частности, предлагали вообще не учитывать часть побережья от Днестровского лимана до крымского мыса Тарханкут, заявляя, что на данный спор о разделе морских территорий она не влияет. В итоге суд все же "оставил" Украине основную часть ее побережья (решив не учитывать только берега Каркинитского залива). Однако длина береговой линии сократилась (по сравнению с оценками Киева) более чем на 300 километров (до 705 километров).
В споре об острове Змеиный Украине также не очень повезло. Киев фактически пытался доказать, что этот объект следует рассматривать как элемент береговой линии, который имеет исключительную экономическую зону и который необходимо учитывать при проведении разграничительной линии. В Бухаресте настаивали, что Змеиный вовсе не остров, а "скала, непригодная для проживания и хозяйственной деятельности" и не играющая никакой роли при определении границы. Основную часть украинских претензий суд отклонил: в решении отмечается, что в судебной практике действительно встречались случаи, когда прибрежные острова рассматривались как часть береговой линии. Однако распространять эту практику на Змеиный, который находится более чем в 30 километрах от побережья, судьи отказались.
Успехом для украинской стороны можно считать тот факт, что суд не стал оспаривать украинскую принадлежность острова (впрочем, Румыния в последнее время на Змеиный фактически и не претендовала). Не стал оспаривать его "островной" статус. Ну и оставил Змеиному 12-мильное территориальное море (водный пояс вокруг острова, на который распространяется суверенитет Украины).
Если бы Киеву удалось настоять на своем, как отмечает украинская газета "Дело", Украине отошла бы часть континентального шельфа в 40 километрах к югу от острова, а не в 12 милях (12 морских миль - около 22 километров). Именно на этой территории, как отмечает издание, по данным сейсмологической разведки находятся залежи нефти и газа. А вот в пределах территориального моря Змеиного, как пишет газета, разведка не проводилась.
Считать Змеиный точкой отсчета при проведении разграничительной линии суд отказался. Это особенно обидно для Украины, поскольку спорную точку с румынской стороны (а именно Сулинскую дамбу, которая, если ее принять в расчет при разделе морской территории, дает Румынии больший доступ к шельфу) суд принял. Во время судебного разбирательства украинская сторона как раз выражала недовольство тем, что румыны хотят использовать в расчетах искусственный объект (дамбу), а естественный объект (остров Змеиный) игнорируют.
Как отмечает "Коммерсант. Украина", суд только в одном секторе (к юго-западу от Змеиного) существенно отошел от той линии раздела, которую предложила румынская сторона. Морские пространства были поделены в соотношении 2,1:1 в пользу Украины (хотя соотношение береговых линий выглядит как 2,8:1). В итоге оказалось, что Румыния, как пишет газета, получила 79,34 процента спорных территорий черноморского шельфа.
Украинские власти попытались сделать вид, что решением они довольны и все прошло так, как и было задумано. МИД заявил, что это решение "существенно усиливает позицию Украины" (в МИДе также порадовались тому, что Змеиный был признан островом). Оптимистическую ноту подхватил президентский секретариат. Замглавы секретариата Андрей Гончарук заявил, что "на стороне Украины остались практически все разведанные газовые месторождения".
Между тем, по информации "Коммерсанта. Украина", Румыния, в частности, получила 90 процентов нефтегазового месторождения на геологической структуре "Олимпийская" (в 40 километрах к югу от острова Змеиный). Ранее там вела разведку госкомпания "Черноморнефтегаз", однако из-за протестов румынской стороны работы пришлось остановить.
В Бухаресте между тем радуются победе и подсчитывают ожидаемые дивиденды. Представители румынского руководства заявили, что постараются приступить к разработке месторождений как можно скорее. Работами, по информации СМИ, может заняться государственная компания Romgaz вместе с российской "Лукойл".
Украина, конечно, внакладе не останется. Решение суда позволит ей, как и Румынии, начать разведку и эксплуатацию энергоресурсов на своем участке. Правда, на это потребуются значительные средства, миллиарды долларов. У Украины, которая испытывает сложности даже при выполнении бюджета на 2009 год, таких денег, очевидно, нет. Можно, разумеется, привлечь иностранного инвестора. Однако сделать это и собрать требуемую сумму, как полагает украинская газета "Версии.com", Украине будет гораздо сложнее, чем Румынии. "Хотя бы потому, что порядка в ней (Румынии) больше", - пишет издание.
На руководство Украины, прежде всего, на президента (который отвечает за внешнюю политику) и на МИД, уже обрушился шквал критики за невыгодное для страны решение суда. В первых рядах оказались коммунисты: их лидер Петр Симоненко заявил, что прокуратура немедленно должна возбудить дело о государственной измене "в связи с фактической утратой Украины значительной части стратегической экономической территории и морского шельфа". Причиной поражения в суде Симоненко назвал "преступные действия МИДа" и "политическую несостоятельность Ющенко".
Соратник Симоненко Евгений Царьков, в свою очередь, заявил, что Ющенко сознательно пошел на уступки Румынии. По этой версии (которую также высказывали некоторые политологи) украинское руководство пошло на невыгодный для себя судебный процесс, рассчитывая, что в обмен Бухарест поможет Украине вступить в НАТО. "Когда украинские власти соглашались на рассмотрение дела, они надеялись на то, что Румыния выступит лоббистом Украины, - полагает политолог Евгений Минченко. - Однако тема НАТО снята на неопределенный срок, а вот кусок украинской территории уже отдали".
На Украине уже звучат призывы не признавать и не выполнять решение Гаагского суда. Правда, занять такую позицию республика, очевидно, сможет только после смены власти: нынешнее руководство утверждает, что вердиктом довольно и оспаривать его не собирается. Для того чтобы принципы раздела морского пространства, установленные судом, вступили в силу, Украина и Румыния должны подписать соответствующие соглашения. Как ожидается, это может быть сделано уже в конце февраля.