Авиакомпания S7 (бывшая "Сибирь"), второй по величине авиаперевозчик в России, может сменить основного владельца. В ближайшее время Сбербанк и банк "Уралсиб", крупнейшие кредиторы компании, намерены потребовать у S7 более 9 миллиардов рублей. При этом капитализация всей S7 сейчас составляет около 10 миллиардов рублей. Помочь ей может государство, впрочем, это будет стоить частным акционерам их доли.
О финансовых трудностях авиакомпании российские СМИ заговорили еще в конце 2008 года, когда стало известно, что по поручению Росимущества S7 проверяют представители Минтранса и Росавиации. Чиновники расследовали сообщения о попытках частных акционеров перевести часть активов S7 в авиакомпанию "Глобус", начавшую полеты с марта 2008 года. В декабре прошлого года гендиректор S7 Владислав Филев направил туроператорам письмо с указанием перечислять выручку в "Глобус", но позже это письмо было отозвано. Российские СМИ сообщили, что частные акционеры S7 продали "Глобус" за долги.
Первое подтверждение того, что компания попала в тяжелое положение, появилось в январе 2009 года. Турецкий девелопер Enka подал иск к S7, потребовав от авиакомпании оплатить полугодовую задолженность в 1,5 миллиона долларов за аренду офиса в московском комплексе, принадлежащем застройщику. В противном случае Enka угрожала выселить арендатора.
Позже стало известно, что S7 отказалась покупать у американской корпорации Boeing 15 лайнеров Boeing 787 Dreamliner ("Лайнер мечты"). Причем первоначально известно об этом стало из сообщения самого Boeing, для которого это первый отказ от его флагманского самолета. Название заказчика представители авиастроительной корпорации не уточнили, лишь отметив, что это компания из России. После этого выяснить, кто именно оказался отказником, было несложно, ведь S7 - единственный российский заказчик самолетов этого типа. Сумма контракта составляла более 2 миллиардов долларов.
Следующим "звоночком" для S7 стал технический дефолт 3 февраля 2009 года. Авиакомпания не смогла выкупить облигации на 2,3 миллиарда рублей. При этом S7 заранее наняла Райффайзенбанк, чтобы попытаться реструктурировать долг. Всего к выкупу были предъявлены бумаги на 2,2 миллиарда рублей. Ранее аналогично развивались события вокруг калининградского авиаперевозчика "КД Авиа", который также допустил технический дефолт по займу на миллиард рублей, просрочив выплату на неделю. Позже компания объявила еще один технический, а затем реальный дефолт, после чего перешла под контроль крупнейшего кредитора - банка "Санкт-Петербург".
Однако, долги - это не главная трудность S7. По сведениям газеты "Коммерсант", в течение недели Сбербанк и "Уралсиб" примут участие в собрании кредиторов перевозчика, которое состоится на следующей неделе. Они намерены потребовать с S7 дополнительное обеспечение по кредитам, поскольку находящееся в залоге имущество обесценилось. Долг S7 на третий квартал 2008 года составлял 11,5 миллиарда рублей, а большую часть суммы составляют кредиты Сбербанка и "Уралсиба" со сроками погашения в 2009-2010 годах.
Крупнейшими акционерами S7 являются заместитель гендиректора Наталья Филева (63 процента акций) и государство (25,5 процента акций). Акции Филевой сейчас находятся в залоге у государственного Сбербанка, который получит право забрать их, если компания не сможет предоставить дополнительное обеспечение по кредитам.
Напомним, что S7 включена в правительственный список системообразующих предприятий. Таким образом, авиакомпания сможет претендовать на господдержку. Впрочем, ранее ей в этом отказывали. Гендиректор S7 Владислав Филев утверждал, что министр транспорта Игорь Левитин блокирует для его компании доступ к госкредитам, вынуждая объединиться с "Аэрофлотом". S7 действительно не попала в список Минтранса, в который были включены авиакомпании-претенденты на государственные 30 миллиардов рублей.
Впрочем, в декабре 2008 года гендиректор "Аэрофлота" Валерий Окулов заявил, что перевозчик сам решил приостановить переговоры о покупке доли частных акционеров S7. В "Аэрофлоте" уточнили, что надеются получить у государства блокпакет авиакомпании. При этом S7 также искала возможного партнера и, казалось, уже почти нашла его. В роли рыцаря на белом коне мог выступить бизнесмен Александр Лебедев, которому принадлежат доли в авиаперевозчиках "Аэрофлот", Red Wings и Blue Wings, а также двух лизинговых компаниях. Однако уже в конце 2008 года S7 вышла из переговоров по консолидации активов с "Национальной резервной корпорацией" Лебедева.
Российские авиаперевозчики стали активно искать пути для объединения после того, как летом 2008 года цены на авиакеросин достигли рекордных отметок. В 2009 году спад в авиаперевозках эксперты прогнозируют на уровне 30 процентов, поэтому заработать деньги на рынке S7 будет сложно. Кредит в условиях кризиса компания также получить не сможет, поэтому будущее S7 выглядит весьма мрачно. Помочь S7 все еще может государство. В Росавиации, к примеру, заявили, что государство готово предоставить дополнительное обеспечение в виде госгарантий. Но если S7 не расплатится по кредитам, то будет обязана провести в пользу государства допэмиссию в размере потраченных госсредств. В этом случае частные совладельцы S7 также лишатся контроля над компанией.