В среду, 4 февраля 2009 года, петербургских журналистов пустили на территорию, где, по уверениям чиновников, уже летом 2011 года закончится строительство нового здания Мариинского театра. Многострадальный проект перешел в загадочную стадию: нулевой цикл работ уже близок к завершению, но совершенно непонятно, какое сооружение будет построено на фундаменте.
Шесть лет назад, в январе 2003-го, был объявлен конкурс на новое здание Мариинского театра. В июне того же года определился победитель: маститый французский архитектор Доминик Перро. Он предложил ультрарадикальный по российским меркам проект: гигантский золотистый многогранник. Футуристическое сооружение сначала очень понравилось заказчикам: оно выглядело настолько фантастично, что сразу годилось на роль современной "визитной карточки" города. Затем в Петербурге спохватились, что концепция Перро разрывает историческую застройку, противоречит духу города и вообще режет глаз.
Два года Перро пытался подступиться к работе: только в 2005 году с ним был заключен "государственный контракт на осуществление авторского надзора за проектированием и строительством второй сцены Мариинского театра" (так длинно формулировалась суть отношений архитектора с городом). Подготовка площадки под вторую сцену должна была начаться в мае 2006-го, но в августе стало известно, что проект подлежит пересмотру: его нужно удешевить, а высоту купола понизить. Тогда один крупный чиновник из Главгосэкспертизы, произнес пророческую фразу: "В воздухе витают мысли относительно выхода Перро из проекта".
Сначала эта идея казалась неправдоподобной, ведь Перро победил в конкурсе, результаты которого были признаны всеми инстанциями. Однако нет ничего невозможного, и уже в январе 2007-го официальный контракт с французом был расторгнут.
Еще полтора года продолжалась чехарда с доработкой проекта, поиском строителей и проектировщиков. Увенчалось все это полным и окончательным отказом от концепции Доминика Перро. Но за это время нулевой цикл работ, то есть рытье котлована и сооружение фундамента, медленно и печально шел своим чередом. Обозреватель "Коммерсанта" констатировала в декабре, что работы ведутся "в точном соответствии с согласованным Госэкспертизой проектом Доминика Перро". Следовательно, какой бы ни была следующая концепция Мариинки-2, ее авторам придется привязываться к уже имеющемуся фундаменту.
Тогда же, в конце 2008 года, стало известно о том, что новый проект фасадов существует и одобрен Валерием Гергиевым, художественным руководителем и перводвигателем Мариинского театра. Маэстро остановил свой выбор на работе канадского бюро Diamond & Schmitt Architects. Его владельцы Джек Даймонд и Дональд Шмит предложили простой и сравнительно недорогой вариант "в стиле модернизма 1980-х годов". "Коммерсант" тут же цитировал неназванных петербургских чиновников: "Канадский проект, который понравился маэстро, никто больше не одобрил, и Валентина Матвиенко уже сравнила его с автобусной остановкой". В общем, новость о канадском проекте буквально повисла в воздухе: ее не подтвердили и не опровергли официально.
В феврале 2009-го, когда петербургские чиновники показали прессе корешки, то есть котлован, они признали, что до сих пор не имеют представления ни о том, как будут выглядеть вершки, ни о том, когда они проклюнутся. Зато заранее назначена дата сбора урожая: лето 2011 года.
Все знают, что битва за урожай - дело тяжелое: то саранча налетит, то дожди зарядят, то денег на солярку не дадут; но заранее о таких вещах никто не беспокоится, по крайней мере, вслух. Однако материальный вопрос в случае с Мариинкой-2 лучше бы решить как можно скорее, потому что проектирование нового здания стоит больших денег, а за последние шесть лет в несуществующую вторую сцену вложили 4 миллиарда рублей, то есть примерно половину выделенных из бюджета средств.
По данным "Коммерсанта", сейчас Министерство культуры, дирекция Мариинки и прочие заинтересованные организации ждут указа Дмитрия Медведева, отменяющего итоги конкурса 2003 года. Предполагается, что в этом же документе будут "определены исполнители проекта". Высочайшее распоряжение должно появиться в середине февраля.