Мир
12:35, 7 февраля 2009

Трансатлантический футбол Вашингтон и Лондон затягивают процесс над неудобным узником Гуантанамо

Под давлением американских властей Высокий суд Великобритании запретил разглашать материалы о пытках и издевательствах, которые содержатся в деле одного из заключенных тюрьмы в Гуантанамо. К засекреченным документам не будут допущены даже адвокаты подсудимого. Беспрецедентное решение вызвало шквал критики и возмущения в обеих странах. Тем не менее, оно позволяет еще на некоторое время оттянуть скандал, который неминуемо разразится после публикации доказательств грубейших нарушений прав человека сотрудниками американских и британских спецслужб.

Арест

Родившийся в 1978 в Эфиопии Биньям Мохамед переехал в Великобританию в возрасте 15 лет, после того, как его родителям было предоставлено политическое убежище. Проживая на западе Лондона, он работал уборщиком, разнорабочим и изучал электротехнику. В гражданстве Мохамеду отказали, однако проживать в стране разрешили.

Приняв в 2001 году ислам, молодой человек уехал в Афганистан, чтобы, как он объяснил, "отдохнуть от семьи" и избавиться от "проблем с наркотиками". В апреле 2002 года его арестовали в аэропорту пакистанского города Карачи при попытке вернуться в Великобританию по фальшивому паспорту. Несмотря на то, что задержание было произведено иммиграционными властями Пакистана, во время заключения его посещал агент британской разведки, который назвался "Джоном". Первые упоминания о пытках относятся именно к этому времени. Арестованного подвешивали на несколько часов за крепко связанные кисти рук, так, что ноги едва касались пола, кормили через день. Но результатов не было, и в донесении своему руководству "Джон" сообщал, что объект все еще "не готов к сотрудничеству".

В августе того же года Мохамеда перевезли в Марокко, где 18 месяцев содержали в особой камере, которую он позже назвал "пыточная". Там к нему применяли более изощренные методы убеждения: регулярно били, пытали огнем, применяли пытку музыкой, резали бритвой или скальпелем так называемые "чувствительные места" - половые органы. По словам заключенного, все это время он требовал от сотрудников американских спецслужб, проводивших допросы, предоставить адвоката, однако ему отвечали, что "закон изменился - адвокатов больше нет".

Видимо решив, что объект "все еще не готов" к чистосердечному признанию, американцы перевели Мохамеда в секретную тюрьму ЦРУ в Афганистане, в Кабуле. Там гуманности в обращении тоже не прибавилось, и подвешивания, пытки голодом, оглушающая музыка по 20 часов в день продолжились. Рассказывая позже об этом периоде своему адвокату, Мохамед назвал самым страшным испытанием пытку музыкой. "Я знал, что боль рано или поздно пройдет, но жить и пытаться заснуть в состоянии, когда из тебя, кажется, вынимают мозг - это невыносимо".

Признание. Гуантанамо

Биньям Мохамед. Фото (c)AP
Lenta.ru

Хоть и не сразу, но специалисты добились своего: Мохамед признал все выдвинутые против него обвинения и подписал нужные бумаги. В дальнейшем набор вменяемых ему преступлений неоднократно изменялся, однако простое перечисление их впечатляет. Это участие в заговоре с целью подрыва "грязной" (радиоактивной) бомбы, вооруженная борьба в составе отрядов боевиков-талибов с войсками международной коалиции, планирование подрыва танкера и подготовка к распылению отравляющих веществ в ночных клубах, вербовка будущих террористов в мечетях. Кроме того, Мохамед признал, что обучался подрывному делу в лагерях движения "Талибан", а инструкции он получал от самого Осамы бин Ладена.

В сентябре 2004 года Мохамеда перевезли в тюрьму на военной базе в Гуантанамо. Там он, в числе других заключенных, провел многие месяцы в ожидании суда и там же находится до сих пор. Добиваясь свидания с адвокатом, Мохамед неоднократно проводил голодовки. В одном из случаев сотрудники тюрьмы в течение 16 дней не замечали, что заключенный отказался от пищи, а после того, как заметили, стали показывать ему картинки из книги о разных кухнях мира. В конце концов защиту заключенного взяли на себя юристы благотворительной правозащитной организации Reprive.

Занавес поднимается

К 2007 году операция "Несокрушимая свобода" продолжалась уже почти шесть лет, а хотя бы приблизительные сроки ее завершения никто в мире назвать не мог. Разразившиеся скандалы с секретными тюрьмами ЦРУ, пытками, многочисленными нарушениями прав человека показали, что вечно так продолжаться не может, ситуацию нужно как-то разрешать. США и страны коалиции стремительно теряли имидж борцов за демократию и свободу.

Смягчился режим, к тюрьме было привлечено общественное внимание, начали решаться вопросы юридической защиты заключенных. При первой же возможности Мохамед отказался от прежних показаний и заявил, что доказательства его преступной деятельности получены под пытками.

После того как кабинет министров Великобритании возглавил Гордон Браун, наблюдатели заговорили об изменении внешнеполитического курса страны, о его большей самостоятельности и независимости от главного союзника - США. Одним из первых шагов нового кабинета был письменный запрос госсектретарю США Кондолизе Райс об освобождении из Гуантанамо пяти заключенных, в числе которых был назван и Биньям Мохамед. Все пятеро не являлись гражданами Соединенного Королевства, но до ареста проживали в Великобритании. Эксперты тогда предположили, что Браун стремится поскорее избавить свою страну от какой бы то ни было связи со скандально известной тюрьмой и закрыть этот вопрос навсегда.

Американская администрация ответила, что в целом приветствует "готовность союзников разделить с ними бремя содержания узников Гуантанамо", однако предупредила, что вся ответственность за судьбу заключенных будет лежать на британских властях.

Начался период длительной бюрократической волокиты, в результате которой четверо из упомянутых в письме заключенных были переданы властям Великобритании, и только дело Мохамеда застопорилось.

Суд идет!

К маю 2008 года стало понятно, что американские власти стремятся сами провести процесс над Мохамедом и не передавать его Великобритании. Было подготовлено новое обвинение, причем источники называли разные варианты: то ли снова "грязная" бомба, то ли участие в заговоре "Аль-Каеды" с целью организации убийств и терактов. В ответ адвокаты заключенного возбудили дело в Высоком суде Великобритании, который начал производство.

Вскоре выяснилась причина столь долгого упорства американцев: они не хотели предавать огласке некоторые документы, которые были подшиты к делу. Утверждалось, что содержащиеся в них сведения настолько секретны, что их разглашение нанесет непоправимый ущерб национальной безопасности США. И самой главное, с этими документами нельзя было знакомить защиту подсудимого, даже под подписку о неразглашении.

С лета 2008 года Высокий суд решал, как следует поступить в такой ситуации. Стало известно, что так тщательно охраняемые документы - это в основном сводки, составленные правительством США для британских спецслужб. Они содержат свидетельства того, в каких условиях были получены доказательства вины Мохамеда и какие методы воздействия к нему применялись. Проще говоря, секретные материалы содержали доказательства пыток и других противозаконных действий спецслужб как в тюрьме Гуантанамо, так и во время содержания Мохамеда в Пакистане, Марокко и Афганистане.

Более того, в засекреченные документах были свидетельства участия в противозаконных действиях не только американцев, но и сотрудников спецслужб Великобритании.

Ведущие британские и американские СМИ подписали обращение к суду с требованием предоставить в распоряжение защиты все документы и ознакомить с ними общество. В это время власти США сняли с Мохамеда обвинение, однако пообещали выдвинуть к январю 2009 года новое. Как оказалось, так и не выдвинули. Процесс затягивался, вернее, его всячески затягивали, поскольку стали поступать сообщения, что после многочисленных голодовок здоровье Мохамеда, в частности его психическое состояние, значительно ухудшилось. Он часто впадал в депрессии, иногда совершал неадекватные поступки.

И вот тогда перед судом предстал министр иностранных дел Великобритании Дэвид Милибэнд.

Последний довод короля

Дэвид Милибэнд. Фото (c)AP
Lenta.ru

Милибэнд сообщил суду, что Вашингтон пригрозил Лондону свернуть сотрудничество в области разведывательной деятельности и обмен конфиденциальной информацией в случае нарушения режима строжайшей секретности в отношении некоторых материалов дела Мохамеда. По словам министра, соответствующее письмо от Госдепартамента США было получено правительством Великобритании в сентябре 2008 года.

Сотрудничество разведок двух стран Милибэнд назвал "жизненно важным" для Великобритании. Даже приостановка этого взаимодействия катастрофическим образом скажется на безопасности граждан Соединенного Королевства, заявил Милибэнд. Перед судьями встал выбор, стоит ли ради торжества справедливости в отдельно взятом случае подвергать опасности миллионы граждан своей страны.

В среду, 4 февраля 2009 года, Высокий суд решил, что в интересах национальной безопасности и общественного блага секретные материалы не подлежат разглашению. Решение было принято несмотря на то, что ранее судьи заявляли о полной безвредности этих документов для обеих стран. В них просто нет ничего, что может повлиять на обороноспособность США или помешать работе спецслужб.

Вместе с тем, судьи заявили, что сами они были готовы рассекретить документы еще полгода назад и упрекнули американские власти в нарушении принципов равноправия. "Мы не думали, что демократия, основанная на верховенстве закона, будет ожидать от суда другого демократического государства, что тот скроет свидетельства, представленные его же сотрудниками", - говорилось в заявлении суда.

Отфутболили

Решение суда вызвало дипломатический скандал по обе стороны океана. Шантаж! Капитуляция! Вмешательство! Британская оппозиция потребовала расследования и заявила, что настоящая угроза, как оказалось, исходит не от террористов, а от ближайшего союзника. Последовали обращения к генпрокурору и требования прекратить вмешательство США в работу судебной системы страны. На фоне совсем недавних заявлений высших чиновников новой американской администрации об "особых" отношениях между США и Великобританией и подписанного в первый же день президентства Бараком Обамой распоряжения закрыть Гуантанамо мотивировка вердикта выглядела еще более нелепо.

Однако уже вскоре после оглашения решения суда, выступая на одном из телеканалов, Дэвид Милибэнд заявил, что слово "угроза" по отношению к содержанию сентябрьского письма не совсем точно отражает его смысл. Госдеп и посольство США, по сообщениям прессы, вообще отрицали факты какого-либо давления на британские власти. "Мы не угрожаем своим союзникам", - заявили они.

Ничего не знали об американских угрозах и в канцелярии Гордона Брауна. Довершил картину дня все тот же Милибэнд, который заявил, что он не собирается убеждать США рассекретить документы - все же это "их дело, пусть сами решают". При этом все кому положено отчитались, что они против сокрытия преступных методов дознания и не поощряют их.

Эпилог

Неудобный, чреватый скандальными разоблачениями процесс снова затягивается. В это время из Гуантанамо поступают сообщения о том, что Биньян Мохамед близок к помешательству и может совершить самоубийство. Юристы Reprieve требуют начать гуманитарною операцию по спасению заключенного. Однако...

Кажется, становится понятно, какого исхода ожидают очень высокопоставленные деятели двух великих держав.

< Назад в рубрику